Сергей Кириенко не готов к открытию российского рынка для конкурентов из-за рубежа.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Монопольное положение Росатома на внутреннем рынке ввергает государство в неоправданные расходы. Как выяснила «НГ», достройка запущенного в 2005 году 3-го энергоблока Калининской АЭС обошлась налогоплательщикам в 3–4 раза дороже, чем аналогичные работы по достройке двух энергоблоков на Украине. За постройку же нового, 4-го энергоблока атомщики запрашивают 36–38 млрд. руб., что сопоставимо с ценой более качественных иностранных аналогов.
«Достройка энергоблока на Калининской АЭС обошлась государству почти в 1,3 млрд. долларов, тогда как аналогичные работы на украинских АЭС – Ривненской и Хмельницкой – были выполнены всего за 0,3–0,4 млрд. за каждый блок», – заявил на днях член президиума РАН Роберт Нигматулин. Представители «Росэнергоатома» уточнили вчера «НГ», что «все затраты на энергоблок Калининской АЭС составили 960 миллионов долларов», правда, они отказались комментировать сопоставления с издержками на украинских АЭС. Между тем, по словам академика Нигматулина, российско-украинские сравнения говорят о возможности «воровства одного миллиарда долларов».
Скандал вокруг Калининской АЭС можно было бы списать на «дикий капитализм девяностых». Однако сегодняшняя монополизация строительства АЭС в России делает неизбежным и появление монопольно-высоких цен, которые уже сегодня вплотную приблизились к ценам американских и французских подрядчиков.
«Цена строительства российских АЭС составляет около 1400 евро за киловатт мощности», – сообщил вчера замруководителя пресс-службы «Росэнергоатома» Андрей Тимонов. При этом цена французских АЭС, как правило, выше 1600 евро за киловатт. А с учетом всех дополнительных расходов, по оценкам экспертов Росатома, она доходит и до 1875 евро. Однако удельные цены американских энергоблоков ниже французских и вполне сопоставимы с российскими. Так, например, американская компания Westinghouse победила российский «Атомстройэкспорт» на тендере в Китае, предложив построить 4 реактора мощностью 1100 МВт по цене около 2 млрд. долл. каждый, что с учетом курса евро почти точно совпадает с ценой строительства российских АЭС. В «Росэнергоатоме» проигрыш объясняют не столько высокой ценой российских блоков, сколько нежеланием передавать в Китай все технологии строительства, на чем настаивал Пекин. Однако эксперты указывают на тот факт, что в России атомщики используют более старые технологии, чем в США.
Впрочем, объявленная «Росэнергоатомом» цена в 1400 евро за киловатт является для российского бюджета исключительно виртуальной. Как известно, новые АЭС «в чистом поле» не строятся в России уже больше 20 лет, и поэтому никаких оснований для оценки реальных затрат просто не существует. Запущенные же в эксплуатацию после 2000 года блоки на Ростовской и Калининской АЭС сами руководители атомной отрасли всегда называли объектами «высокой готовности», значительная часть которых была построена еще в советские времена. Учитывая это обстоятельство, замначальника инспекции Счетной палаты (СП) Сергей Матюшкин сообщил «НГ», что в связи с «плановой проверкой инвестиционной деятельности «Росэнергоатома», а также скандалов вокруг Калининской АЭС эта станция может появиться в ревизионном списке СП на 2007 год». В свою очередь, замгендиректора Калининской АЭС по капитальному строительству Виктор Сучков отказался детально обсуждать больную тему, заявив «НГ», что «третий энергоблок давно уже сдан в эксплуатацию, а мы не намерены выполнять роль следственного бюро».
Близость цен российских и иностранных подрядчиков подтверждают и независимые эксперты. «Цены на строительство АЭС в России и за рубежом вполне сопоставимы, но в конечном итоге все зависит от технических параметров, стоимости рабочей силы и сроков строительства», – говорит эксперт отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. По его словам, «влияние иностранных подрядчиков на ценообразование трудно оценить, но их приход на внутренний рынок вряд ли допустим».
Против международных тендеров на строительство АЭС в России выступают и сами российские атомщики. «Иностранные подрядчики могут участвовать в тендерах только на поставку вспомогательного оборудования, а все ключевые элементы должны быть российскими», – говорит Андрей Тимонов. «Росатом не против конкуренции между поставщиками и не против использования иностранных технологий, однако оборудование для АЭС должно производиться на территории России и при наличии у российской стороны контрольного пакета в совместных предприятиях с иностранцами», – заявил вчера «НГ» пресс-секретарь главы Росатома Сергея Кириенко Сергей Новиков. Обвинения же в невысоком качестве российских технологий Новиков считает надуманными, поскольку неотработанные технические решения могут быть более рискованными, чем многократно испытанные временем. При этом он счел нужным сослаться на победу российских атомщиков на тендере по достройке АЭС в Болгарии. «Тендерный комитет по строительству болгарской АЭС «Белене» отдал предпочтение российской заявке не только из-за цены или сроков, но и на основании оптимального сочетания активных и пассивных систем безопасности АЭС», – пояснил Новиков.