Сергей Иванов знает, как победить монополизм в оборонке.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Планы перевооружения Российской армии могут быть сорваны из-за монополизма создающихся в оборонке холдингов. Они не способны эффективно переваривать ежегодно увеличивающийся почти на треть государственный оборонзаказ. Дополнительно выделяемые деньги съедаются неконтролируемым ростом цен на военную продукцию. Эта проблема стала одной из центральных на проходившем вчера в Екатеринбурге выездном заседании Военно-промышленной комиссии.
«Невыполнение гособоронзаказа из года в год увеличивается, причем его процент увеличивается пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ», – заявил вчера федеральный министр – первый зампред Военно-промышленной комиссии Владислав Путилин на выездном заседании комиссии в Екатеринбурге. Среди проблем он особо выделил «беспрецедентный рост цен по контрактам, заключаемым с единственными поставщиками», а также «снижение качества продукции отечественной оборонной промышленности».
Как известно, бюджетные расходы на оборону ежегодно увеличиваются почти на 30%, и, если верить Путилину, в ближайшие годы российская оборонка просто не сможет удовлетворить и половину запросов военных.
Правительственные планы реструктуризации и сокращения оборонных предприятий сыграли с бюджетом злую шутку. Вместо экономии правительство получило диктат цен предприятий-монополистов, которому фактически нечего противопоставить. Угрозу срыва оборонзаказа признают как правительственные чиновники, так и депутаты профильных комитетов. Однако никаких способов решения проблемы, кроме административного нажима на оборонку, чиновники не предлагают. В то же время независимые эксперты считают, что России пора проводить открытые международные тендеры, поскольку уже сегодня некоторые виды вооружений дешевле закупать за рубежом.
В Советском Союзе существовала система конкурирующих конструкторских бюро – танковых, авиационных, артиллерийских, ракетных... Она позволяла создавать самую передовую боевую технику, выбирать лучшее и находить оригинальные технические решения. Однако в последние годы было решено, что создавать несколько опытных образцов, из которых после испытаний можно выбрать лучший, – слишком дорого. Поэтому была принята стратегия строительства оборонных монополий, в которые «сливаются» НИИ, КБ и НПО. В результате возникают предприятия-монополисты, которые начинают диктовать свои цены на продукцию. Причем монополисты не только фирмы – производители конечной продукции, но и смежники, изготавливающие отдельные узлы и агрегаты.
Так, например, корпорация «Алмаз» – «Антей» полностью монополизировала производство зенитно-ракетных комплексов ПВО. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) вобрала всех производителей самолетов «для концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов». Создается бронетанковый холдинг во главе с Уралвагонзаводом – единственным производителем танков Т-90 в России. Его конкурент – омский «Трансмаш», выпускавший газотурбинные Т-80, превращается в ремонтное предприятие. Создание холдингов-монополий идет и в области судостроения.
Конкуренция сохраняется только в сфере стрелкового оружия и мелкой военной техники. Вся капиталоемкая продукция – самолеты, танки, ракеты, корабли – закрепляется за отдельными предприятиями и КБ. Так что конкурсов и тендеров больше не будет. На уровне правительства и руководства Минобороны определяется единственный создатель самолета 5-го поколения или баллистической ракеты морского базирования, а остальные профильные КБ могут закрываться или перепрофилироваться.
Стоимость продукции снижается при серийном выпуске, но гособоронзаказ распылен, как правило, по массе предприятий. Вооружения закупаются единичными образцами, деньги «размазываются» по сотням предприятий и расходуются неэффективно. Индия, расходы на оборону которой сопоставимы с российскими, намерена приобрести 1200 танков Т-90С. Эта огромная партия будет изготавливаться в течение нескольких лет, и конечная цена танка окажется меньше, чем у первых образцов.
Кардинальное отличие индийских закупок от российских – в разных ориентирах на ценообразование. Индийский заказчик ориентируется на мировой уровень цен, а наши генералы – на аппетиты промышленности. Поэтому Индия всегда закупает самое современное вооружение с лучшими тактико-техническими характеристиками и по цене, едва превышающей себестоимость. Потому что имеет выбор – весь мировой рынок к ее услугам.
Закупки вооружений для Российской армии превращаются в закамуфлированную форму вливания денег в умирающую оборонную промышленность. При этом можно быть уверенным, что она никогда не умрет, хотя и будет пребывать в нынешнем полумертвом состоянии, чтобы просить дальнейшего увеличения ассигнований.
«Как только начался рост бюджетных расходов на оборону, многие директора предприятий попали из грязи в князи и начинают безобразничать», – заявил вчера «НГ» член думской комиссии по оборонным статьям бюджета Аркадий Баскаев. По его словам, тенденция к монополизации и взвинчиванию цен очевидна, однако простого решения этой проблемы не существует. По мнению парламентария, отказываться от идеи оборонных холдингов монополий пока не следует, а аппетиты предприятий можно попытаться ограничить с помощью антимонопольных органов.
Еще одну попытку контроля цен в оборонке предложили в Роспроме. Год назад замруководителя Роспрома Станислав Пугинский пообещал, что в 2006 году Федеральная служба по тарифам (ФСТ) начнет регистрацию цен на продукцию оборонных предприятий. При заключении же новых контрактов чиновники Роспрома предлагают использовать фиксированные цены с поправкой на инфляцию. Кроме того, при расчете издержек предприятий по оплате труда Роспром обещал учитывать не данные предприятий, а только средний по региону уровень заработной платы сотрудников. Между тем никакого мониторинга цен в оборонке Федеральная служба по тарифам так и не начала. Этот факт вчера подтвердили «НГ» в пресс-службе ФСТ.
На вопрос, можно ли обуздать цены, руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин ответил корреспонденту «НГ»: «Пока мы ведем речь о единицах и десятках штук, говорить о качественном уменьшении цены не приходится».
«Пока армия будет заказывать по десять самолетов в год, никакого снижения цен на продукцию оборонки не будет», – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его словам, при нынешнем состоянии предприятий организовать между ними конкуренцию практически невозможно. «Конкуренция производителей возможна только на открытых международных тендерах, где Российская армия сможет приобрести более дешевые и качественные образцы вооружений – такие, например, как беспилотные летательные аппараты», – говорит Пухов.
Владислав Путилин вскрыл недостатки монополизированного ВПК.
Фото Артема Житенева (НГ-фото) |