Вчера в Астане прошло очередное заседание межгосударственного совета, созданного в 2000 году Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Таджикистаном, – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Несмотря на то что делегацию каждой из стран возглавляли главы правительств, переговорщикам вновь не удалось продвинуться в создании эффективного союза. С каждым из таких заседаний крепнет убеждение, что ЕврАзЭС вырождается в малоэффективный механизм наподобие СНГ. Слишком велики противоречия в интересах его участников.
Как раздраженно заметил в своем выступлении белорусский вице-премьер Андрей Кобяков, к заседанию не подготовлен ряд важнейших, «знаковых», по его словам, документов. Среди которых соглашение по созданию общего энергетического рынка, а также единого транспортного пространства и реализации межгосударственных отраслевых программ. По его словам, собравшимся премьерам удалось заслушать лишь отчеты по данным темам, но никаких конкретных решений не было подготовлено.
Вчера на передний план в заявлениях участников заседания вышли противоречия в создании общего рынка нефти и газа стран ЕврАзЭС, чего добиваются от России ее соседи. Как заявил премьер-министр Казахстана Карим Масимов, «соответствующая нормативно-правовая база уже имеется», но у казахстанской стороны есть желание «углубить взаимодействие нефте- и газотранспортных систем государств сообщества».
Несмотря на то что казахстанский чиновник не стал конкретизировать позицию Астаны, можно предположить, что имеющему собственные огромные запасы углеводородов и поставившему задачу войти до 2015 года в десятку крупнейших мировых экспортеров нефти и газа Казахстану важно получить максимально свободный доступ к российской транспортной системе. В свою очередь, Белоруссия настаивает на равных ценах на нефть и газ в рамках этого пространства, что проявила нефтегазовая таможенная война, разгоревшаяся между Минском и Москвой в конце прошлого – начале нынешнего года. Кроме того, Белоруссия заинтересована в доступе к разработке российских месторождений.
В то же время, несмотря на желание Казахстана и Белоруссии ускорить работу над соглашением, которое предполагает обеспечение равного доступа стран к национальным рынкам энергоресурсов, Россия пока не готова форсировать этот вопрос. Как сообщил по окончании встречи журналистам российский премьер Михаил Фрадков, равный доступ стран – участниц ЕврАзЭС – к рынкам нефти и газа будет обеспечиваться по мере формирования единого экономического пространства. У него вызвало удивление, что вопрос адресован российской стороне. «Никто из присутствующих коллег этот вопрос не поднимал, – пояснил Фрадков. – Мы не видим какого-то тайного смысла». И добавил, что в топливно-энергетической сфере и сегодня идет работа над крупными проектами, а по мере совершенствования интеграционных отношений эти вопросы будут решаться еще более эффективно.
Особого продвижения не было и в вопросах формирования Таможенного союза, создание которого многими вообще ставится под вопрос, учитывая тот факт, что с начала этого года поставки нефти из России в Белоруссию приравнены к экспорту в дальнее зарубежье применением к ним пусть и более мягкой, чем для дальнего зарубежья, но весьма ощутимой для Минска экспортной пошлины. Это обстоятельство усугубило прежние разногласия по данному вопросу из-за механизма согласования и изменения национальных таможенных пошлин.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, скорого продвижения в этих вопросах ждать не следует. По мнению финансового аналитика «Объединенных стратегических консультантов» Давида Рамона, России невыгодно форсировать создание единого нефтегазового рынка до тех пор, пока не ликвидирована серьезная разница между внутренними и экспортными ценами на энергоносители. «До тех пор пока ситуация на российском рынке не прояснится, приход иностранных компаний будет нежелателен, – отмечает аналитик. – К тому же создание единого рынка предусматривает единые цены, к чему в России опять же пока не готовы, поскольку цены на газ в странах ЕврАзЭС хоть и меньше европейских, но значительно выше внутрироссийских».
Тем не менее будущее ЕврАзЭС не всем кажется бесперспективным. По мнению директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, на постсоветском пространстве это единственная организация, имеющая интеграционную перспективу. «Но пока России трудно привыкнуть к равноправию его членов, а они, в свою очередь, не хотят подчиняться Москве, и это главная проблема», – считает эксперт.