Аэропорт «Пулково» стал хорошим подарком для Валентины Матвиенко.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Минэкономразвития внесло в правительство проект указа президента о безвозмездной передаче 100% акций федерального аэропорта «Пулково» в собственность администрации Санкт-Петербурга. Как пояснил вчера советник Германа Грефа Игорь Коньков, эксклюзивное президентское решение «может быть тиражировано и в других субъектах Федерации, которые предложат собственные инвестиционные проекты». Правда, остальным регионам придется подождать Концепции развития аэродромной сети России, которая появится в лучшем случае через полтора-два месяца.
Ранее министр транспорта Игорь Левитин обещал, что правительство рассмотрит «концепцию развития аэродромной сети до апреля 2007 года». По словам министра, эта концепция предполагает определение федеральной аэродромной сети, в которую войдет примерно 70 из 380 существующих аэродромов. При этом аэродромы могут переходить в собственность регионов по желанию самих субъектов Федерации. «Министерство будет подписывать с каждым регионом соглашение, по которому аэродромы будут передаваться или оставаться в федеральной собственности», – уточняет Левитин. Как пояснил вчера «НГ» Игорь Коньков, строгого разделения аэродромов на федеральные и региональные в проекте концепции не предусматривается. А сам план развития аэродромной сети министры будут рассматривать «не раньше, чем через 4–5 недель».
О решении президента «подарить» Санкт-Петербургу федеральный аэропорт «Пулково» губернатор города Валентина Матвиенко сообщила еще в феврале. «Письмо с резолюцией президента «согласен» у нас на руках», – объявила она 17 февраля на совместной пресс-конференции с министром транспорта Игорем Левитиным. Последний также подтвердил, что Минтранс согласен с передачей пакета акций аэропорта городу. По словам Матвиенко, активы аэропорта можно оценить в 500 млн. долл., хотя более точной оценкой позже займется оценочная комиссия. Губернатор пояснила, что средства на реконструкцию второй взлетно-посадочной полосы (ВПП) «Пулково», которая останется в федеральной собственности, будут выделены из городского бюджета.
Начальник отдела подготовки градостроительной документации комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга Владимир Мерзликин заявил «НГ», что в развитие аэропорта «Пулково» будут вкладывать не только бюджетные средства, но и деньги инвесторов. При этом на каждый бюджетный рубль планируется привлечь минимум два частных. Суммарные же инвестиции в реконструкцию взлетно-посадочной полосы в МЭРТе оценивают сегодня в 30 млрд. руб.
Первая очередь проекта реконструкции предполагает создание к 2010 году севернее «Пулково-1» нового пассажирского терминала для обслуживания международных рейсов с пропускной способностью свыше 7,5 млн. человек в год. Впоследствии существующий терминал «Пулково-1», используемый для обслуживания внутренних рейсов и рейсов в страны СНГ, должен быть объединен с новым терминалом в единый комплекс. К моменту завершения проекта объединенный терминал будет иметь пропускную способность 22 млн. пассажиров в год. Общий объем инвестиций в развитие аэропорта «Пулково» (без учета ВПП) до 2025 года оценивается в 1 млрд. долл.
Ранее в ведомствах планировали, что городской администрации будет передано не более 50% «Пулково», а блокирующий пакет может быть выставлен на продажу посредством IPO. Однако, по словам Игоря Конькова, для IPO «Пулково» пришлось бы после акционирования публиковать полные коммерческие отчеты в течение трех лет, что значительно бы затянуло реконструкцию. В то же время «конкурс на право концессии «Пулково» городская администрация может объявить так скоро, как посчитает нужным». Правда, по словам Владимира Мерзликина, итоги концессионного конкурса, который пока еще даже не объявлен, могут быть подведены только в середине 2008 года.
Особой эффективностью управления аэропортами муниципальные чиновники похвастаться не могут. Поэтому к их управлению привлекаются не чиновники, а команды менеджеров. Так, например, столичный аэропорт «Шереметьево» и сингапурская компания Changi Airports International уже объявили о создании совместного предприятия, которое будет управлять первым терминалом московского аэропорта. Новое СП планирует взять в управление и «Шереметьево-2», а также принять участие в конкурсе на право управления третьим терминалом «Шереметьево». По словам Германа Грефа, российско-сингапурское СП рассчитывает взять в управление до 10 аэропортов в России. «Сейчас в Сингапуре работают три команды – «Пулково», «Шереметьево» и команда Олега Дерипаски, которая управляет несколькими южными аэропортами», – заявил министр 6 марта на российско-сингапурском экономическом форуме. «Changi уже выступила консультантом в проекте реконструкции «Пулково», и, возможно, сложится ее сотрудничество в управлении южными аэропортами, которые принадлежат «Базовому элементу», – добавил министр.
Санкт-Петербург