Начинают сбываться адресованные РАО «ЕЭС» предостережения о том, что, делая упор на развитие экспорта электроэнергии в Китай и создание под это гигантских производственных мощностей, компания ставит себя в сильную и, возможно, неоправданную зависимость от одного импортера. Сейчас в Амурской области сложилась парадоксальная ситуация – после отказа Китая с 1 февраля покупать российскую электроэнергию фактически вхолостую работают испытывающие избыток генерирующих мощностей Бурейская и Зейская ГЭС. Об этом вчера заявил, выступая на всероссийском совещании «Об итогах социально-экономического развития субъектов РФ в 2006 году» в Минрегионразвития, заместитель губернатора области Александр Гордеев. По его словам, дальнейший холостой сброс воды из пристанционных водохранилищ чреват подтоплением земель.
Свой отказ покупать электроэнергию в России Пекин обосновал двукратным увеличением тарифов на его поставки в Китай, произошедшим по решению Федеральной службы по тарифам (ФСТ). В пресс-службе «Интер РАО «ЕЭС» вчера пояснили, что планы по экспорту в Китай на этот год составляли 1,4 млрд. кВт-ч, но теперь они под угрозой. «Естественно, мы несем убытки, к тому же не исключено, что будем вынуждены платить штрафы, поскольку срываются контракты», – сообщил «НГ» пресс-секретарь компании Борис Зверев. В свою очередь, представитель РАО «ЕЭС России» Татьяна Миляева критику в адрес своей компании со стороны региональных властей отвергла. «При чем здесь Бурейская ГЭС и Китай? – заявила Миляева в разговоре с «НГ». – Те блоки станции, которые работают сегодня, обеспечивают внутренних потребителей на Дальнем Востоке, а на экспорт могут быть ориентированы только 5-й и 6-й блоки, которые должны быть пущены в этом году».
Отметим, что ввод новых блоков на Бурейской ГЭС доведет ее мощность до 2 тыс. МВт, а учитывая Зейскую ГЭС с ее 1,3 тыс. МВт, профицит вырабатывающих электроэнергию мощностей в Дальневосточном регионе будет только нарастать. По словам эксперта отдела исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий (ИПЭМ) Владимира Дорогайкина, строительство новых мощностей в энергоизбыточных регионах нецелесообразно как с экономической точки зрения, так и с точки зрения здравого смысла. «Для начала имеет смысл как минимум загрузить имеющиеся свободные мощности потребителями данного региона – необходимым условием для этого будет являться развитие в них промышленного комплекса, – отметил аналитик. – Обеспечить переток электроэнергии в дефицитные регионы возможно, но потребуются значительные инвестиции в сетевой комплекс, что, в свою очередь, приведет к дополнительным расходам как на строительство, так и на последующие эксплуатационные затраты, не говоря уже о естественных потерях при передаче на большие расстояния».
Проблему, если так можно назвать избыток продукции, могло бы решить резкое увеличение экспорта в Китай, причем планы такие уже имеются. В ноябре прошлого года РАО «ЕЭС России» и Государственная электросетевая корпорация (ГЭК) Китая подписали соглашение об экспорте российской электроэнергии в КНР. Реализация проекта включает в себя три этапа: на первом (с 2008 по 2010 год) Россия будет поставлять 3,6–4,3 млрд. кВт-ч ежегодно, на втором (с 2010 по 2015 год) – до 18 млрд. кВт-ч в год, на третьем (после 2015 года) – до 38,4 млрд. кВт-ч. В конечном же итоге РАО «ЕЭС» планирует довести объем ежегодных поставок в Китай до 60 млрд. кВт-ч.
Однако китайцы показывают себя крайне неуступчивым партнером, едва речь заходит о цене поставок. В марте прошлого года заместитель председателя Госкомитета КНР по развитию и реформам Чжан Гобао заметил, что Россия предлагает покупать один киловатт по восемь центов, что для Китая слишком дорого, поскольку стоимость электроэнергии внутри страны – четыре цента. Однако и Россия не может продавать ее слишком дешево, поскольку транспортировка требует вложений, а километр прокладки ЛЭП оценивается примерно в миллион долларов.
Впрочем, как отметил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в долгосрочной перспективе поставки электроэнергии в Китай могут быть вполне выгодными, учитывая гигантский рост потребления в Поднебесной. «К тому же, по некоторым данным, уголь, на котором вырабатывается сегодня львиная часть китайской энергии, в стране постепенно заканчивается, – отметил эксперт. – Дело дошло до того, что Китай вынужден понемногу ввозить его из-за границы, а это довольно дорого. Так что не сегодня, может быть, и не завтра, но китайцам придется покупать больше электроэнергии в России, причем по приемлемой для обеих сторон цене».