В пятницу индекс РТС взял рекордную высоту в 2000 пунктов. По мнению экспертов, одной из причин очередного «разогрева» фондового рынка стала подготовка к проведению IPO Внешторгбанка (ВТБ). Организаторы первичного размещения акций ВТБ пытаются представить его как «народное IPO», одной из главных целей которого – дать простым гражданам заработать на росте фондового рынка, сделав для них доступными акции ведущих предприятий и организаций. IPO ВТБ – уже третье из претендующих на народность, при этом ни одно из «народных IPO» на практике не оказалось таковым.
Первым на биржу под брендом «народного IPO» прошлым летом попыталась выйти «Роснефть». Во многом такой бренд понадобился, чтобы оправдать недружественное поглощение госкомпанией имущества проштрафившегося ЮКОСа. В такой ситуации выход на биржу под брендом «народного IPO» был очень удобным вариантом, позволяющим компании сохранить лицо. Мол, все отобранное мы готовы разделить между согражданами.
Вторая попытка проведения «народного IPO» была предпринята Сбербанком два месяца назад. Акции банка уже были в свободной продаже, и на этот раз размещалась их допэмиссия. При этом менеджмент и государство стремились ее распылить среди максимального количества акционеров, чтобы не допустить концентрации бумаг и роста пакета у кого-либо из нынешних акционеров. В этом случае «народное» прикрытие также было как нельзя кстати.
Теперь же к «народному IPO» готовится Внешторгбанк.
Опрошенные «НГ» эксперты сомневаются, можно ли назвать размещение ВТБ истинно народным или оно, как и в предыдущих случаях, преследует свои, совсем другие интересы. Впрочем, не все из них вообще считают в принципе нужным и правильным организацию «народных IPO». По словам аналитика ИК «Антанта Капитал» Максима Осадчего, «массовое привлечение народных (читай: неквалифицированных) инвесторов на такой рискованный рынок, как российский или китайский, чревато надуванием пузырей и дестабилизацией экономики и создает предпосылки для кризиса. Спустя время, правда, рынок все равно отрегулирует цену».
Отмечают эксперты и узость российского круга инвесторов, в числе которых, как правило, сейчас отмечены не граждане из народа, а представители среднего класса, кому нужны финансовые инструменты для приумножения заработанных ранее немалых, с точки зрения среднестатистического россиянина, средств. «Народное IPO – это как в Китае, где акции покупает каждый второй. А когда 30 или 40 тысяч человек – население небольшого городка – покупают акции, как в случае Сбербанка, это не народное IPO, а его имитация. Посмотрим, станет ли IPO ВТБ народным», – говорит Максим Осадчий. Пример же истинного народного IPO, по мнению экспертов, в России уже был, и имя ему – массовая приватизация, организованная в начале 90-х Анатолием Чубайсом. Правда, ее результаты мало кого удовлетворили из его рядовых участников, поэтому об этом эксперименте как о первом народном размещении предпочитают не вспоминать.
Во многом узость числа потенциальных участников первичного размещения при «народных IPO» обусловлена высокой ценой вхождения на рынок. В случае со Сбербанком 1 акция стоила 89 тыс. руб., такую сумму не каждый россиянин готов выложить для игры на бирже. У ВТБ нижний ценз требований к участнику в три раза ниже – 30 тыс. руб., однако и эта сумма недоступна для широких народных масс.
Максим Осадчий обращает также внимание на ущербность технологии первичного размещения в рамках «народных IPO», предполагающей предоставление бесплатных депозитариев для покупателей акций. «Бесплатные депозитарии означают, что депозитарную деятельность оплачивают третьи лица, например налогоплательщики, в основном не имеющие отношения к акциям, хранящимся в депозитарии. Конечно, нужно поощрять граждан к сбережению, в том числе и налоговыми мерами, однако это не должно происходить за счет каких-либо групп населения», – говорит эксперт.
Анализируя опыт «народных IPO» «Роснефти» и Сбербанка, трейдер ИК «Максвелл Капитал» Александр Прищепин обращает внимание на такие «мелочи», как отсутствие полной информации о размещении и ее цене для непрофессиональных инвесторов. В случае с ВТБ гражданам вообще предлагают сыграть втемную, так как условия для рядовых российских инвесторов вообще предусматривают всякую утрату ими контроля над этими средствами сразу после передачи для участия в первичном размещении. Все заявки российских граждан неконкурентны, т.е. они будут удовлетворены по той цене, которую определит по результатам размещения на Лондонской фондовой бирже сам банк.
Сейчас аналитики теряются в догадках, по какой цене будут размещаться акции, диапазон колеблется от 8 до 15 копеек за штуку, инвестору остается лишь смириться с решением менеджмента ВТБ, который определит окончательную цену. В таких условиях эксперты рекомендуют частным инвесторам не торопиться и не поддаваться всеобщему ажиотажу. «Для частного инвестора, который желает свести риск к минимуму, я порекомендовал бы вкладываться после проведения первичного размещения. Тогда можно будет купить на рынке необходимое количество акций по справедливой цене, определенной рынком. Исходя из своего опыта, могу сказать, что при размещении цена бумаг часто бывает завышена и вероятность коррекции широко разрекламированной акции достаточно велика», – сказал Александр Прищепин.