Вчера Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила проект повышения тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги в регионах России на 2008 год. Окончательно пределы роста тарифов в каждом регионе будут утверждены через несколько недель, после согласования в Минюсте. В среднем по стране темп роста тарифов на электроэнергию и «коммуналку» в 2008 году примерно вдвое превысит запланированный уровень инфляции (6–7%). При этом, как пояснила вчера «НГ» пресс-секретарь ФСТ Евгения Яшина, значительная разница в региональных тарифах сохранится и в 2008 году. Как известно, текущие тарифы на электроэнергию в регионах отличаются сегодня в 6–7 раз.
Региональные экономические различия в России, несмотря на экономический рост последних лет, не сокращаются и становятся все более разительными – что создает реальную опасность экономической дезинтеграции. При этом колоссальный разрыв между регионами отмечается не только в ценах на электроэнергию и транспортных издержках, но и по уровню душевого дохода и валового регионального продукта. Так, для Иркутской области стоимость 1 кВт-ч составляет сегодня около 40 копеек, тогда как для жителей Сахалина – около 3 рублей. Доходы населения в разных регионах, по последним данным МЭРТа, отличаются более чем в 10 раз. А по душевому региональному продукту субъекты Федерации отличаются более чем в 20 раз. По оценкам экспертов, региональные диспропорции с начала 90-х годов увеличились многократно и с тех пор практически не снижаются. Не меняют ситуацию и отчеты МЭРТа о более чем полусотне региональных стратегий, обсуждаемых в этом ведомстве. К 2008 году количество утвержденных стратегий должно сравняться с числом субъектов Федерации, но это вряд ли решит проблему региональных различий.
«Прогноз на будущее для России мрачен: крайнее неравенство препятствует росту, особенно когда оно ведет к социальной и политической нестабильности», – написал в 2002 году нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. Но, похоже, основания для мрачных прогнозов сохраняются и сегодня. Хотя трансферты в регионы являются самой большой статьей федерального бюджета, снизить территориальные различия в доходах это не помогает. Среднедушевые доходы за последний год увеличились во всех субъектах Федерации, но более чем десятикратное различие осталось. В январе 2007 года минимальные и максимальные доходы населения, по данным ведомства Германа Грефа, отличались в 10,2 раза. Так, например, среднедушевые доходы в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе составили 2349 руб., а в Москве – 24 004 руб. Более разительные отличия между регионами видны при сопоставлении валового регионального продукта (ВРП). В столице и в нефтедобывающих регионах ВРП на душу населения более чем на порядок выше, нежели в других регионах. Так, например, ВРП на душу населения в Тюменской области более чем в десять раз превышает аналогичные показатели Курганской, Псковской, Воронежской и Владимирской областей и почти в 20 раз выше показателей Ингушетии, Дагестана, Адыгеи и Республики Тыва.
Региональная разница в доходах усиливается и нарастающими отраслевыми различиями. Если депрессивные регионы связывают свои перспективы с оживлением сельского хозяйства, строительства и традиционной промышленности, то в регионах-лидерах бурно развиваются сфера услуг, телекоммуникации и финансовый сектор. Однако, по данным МЭРТа, именно между этими секторами сохранялась максимальная разница в оплате труда. Самые высокие зарплаты в январе 2007 года были отмечены в финансовой сфере – 32 905 руб. А самые низкие – в сельском хозяйстве – 4772 руб., в текстильном и швейном производстве – 5315 руб., в производстве обуви и других изделий из кожи – 6073 руб. Таким образом, ставка депрессивных регионов на развитие сельского хозяйства или традиционной промышленности вряд ли позволит им сократить отставание. «Если в 1990 году наибольшие доходы граждан превышали наименьшие в 3,5 раза, то в 1995 году – уже почти в 14 раз, а в начале прошлого года различия между регионами по уровню среднедушевых доходов выросли почти до 20 раз», – говорит старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Екатерина Щербакова. По ее данным, несмотря на колебания отдельных показателей, никакой тенденции к сокращению региональных диспропорций пока не наблюдается.
«Разрыв между субъектами Федерации опасно увеличивается, причем ни Минрегионразвития, ни сами региональные власти с этой тенденцией не справляются», – говорит ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Ольга Кузнецова. Не помогают решить проблему отрыва регионов и бюджетные дотации Минфина. «На всем Дальнем Востоке населения сегодня меньше, чем в Москве, и поэтому бизнес размещает производства не на Дальнем Востоке, а ближе к столице», – говорит Кузнецова. Единственным способом преодоления пропасти между регионами, по мнению эксперта, могут быть федеральные программы по развитию территориальных производственных кластеров, которые способны обеспечить опережающий экономический рост.