Вполне возможно, что в скором времени владельцам легковых автомобилей и туристам станет проще пересекать государственную границу, на многих участках которой эта процедура сейчас может занимать несколько часов. Проблема автомобильных пробок на границах России стала одной из центральных на прошедшей вчера совместной коллегии Министерства транспорта и Федеральной таможенной службы (ФТС). Выступивший на ней первый вице-премьер Сергей Иванов предложил избавить легковые автомобили и туристические автобусы от длительного стояния в одной очереди с грузовыми фурами, а также расширить практику «зеленых коридоров».
«Количество автомобилей только в России растет в геометрической прогрессии, а транспортная инфраструктура, дороги не соответствуют по пропускной способности такому потоку, – заявил Иванов. – Сейчас автомобили стоят вместе с фурами в одной очереди чаще всего по одной простой причине – дорога узкая». По мнению первого вице-премьера, проблему очередей на автомобильных пунктах пропуска на границе моментально решить невозможно, однако совершенствовать механизмы контроля и досмотра необходимо. В том числе и за счет создания «зеленых коридоров» для тех, кто пересекает границу на личной автомашине или на туристическом автобусе. Впрочем, создание «зеленых коридоров» не будет означать, что частники и туристы будут освобождены от таможенного досмотра.
Еще одним важным вопросом обсуждения стало требование Иванова избавить таможню от выполнения каких-либо коммерческих функций. По его словам, в настоящее время существует «большое количество околотаможенных услуг, когда фирмы-посредники предлагают те или иные услуги за быстрое прохождение границы, растаможку и прочие процедуры». «Получается, что перевозчиков заставляют платить за функцию, которая полностью должна обеспечиваться государством», – отметил первый вице-премьер.
Впрочем, опрошенные «НГ» эксперты отмечают, что этот вопрос одними административными мерами решить будет сложно. Как считает аналитик Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Игорь Беляков, спрос на подобного рода услуги будет до тех пор, пока не упростятся таможенные процедуры, которые в настоящее время слабо автоматизированы. «Кроме того, на вопрос о том, как можно административно препятствовать работе таких фирм, однозначно ответить довольно сложно, – отмечает эксперт. – Дело в том, что некоторые из них занимаются вполне легальным бизнесом, так что нужно смотреть положение дел по каждой компании отдельно». В то же время, как отмечает Беляков, сегодня можно говорить, что процесс оптимизации таможенной сферы идет в верном направлении. Об этом свидетельствуют и данные статистики, которые приводит Центробанк. Так, доля незарегистрированного импорта постепенно снижается: если в 2003–2004 годах она составляла 21–22%, то в настоящее время – 16%.