Авария на опасных производствах способна нанести колоссальный ущерб.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Авария на шахте «Ульяновская», которая унесла жизни 108 горняков, вновь заставила вспомнить о том, как страхуется у нас ответственность владельцев опасных предприятий. О том, что такое страхование должно быть обязательным, независимо от профиля опасного производства, говорят уже давно. Работа над законопроектом об обязательном страховании ответственности владельцев предприятий – источников повышенной опасности ведется аж с 1998 года. За прошедшее десятилетие материальные фонды российских промышленных предприятий сильно постарели, так что вероятность разного рода аварий с каждым годом растет. По данным МЧС, ежегодно в стране в результате эксплуатации опасных объектов погибают 4 человека, а ущерб от техногенных катастроф оценивается в 40–50 млрд. рублей. При этом никто не подсчитывал косвенный ущерб, связанный с изменением условий жизни людей в результате аварии. По словам президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля, реальный ущерб может быть в 10 раз выше.
Ожидалось, что законопроект, прошедший первое чтение в Госдуме еще в конце 2005 года, заработает чуть ли не с нынешнего года. Однако этого не случилось: страховщики, бизнес и власть не могут найти взаимопонимания. По словам заместителя генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Николая Галушина, второе чтение законопроекта не планируется в Госдуме и в весеннюю сессию. «На наш взгляд, камнем преткновения при прохождении законопроекта во втором чтении стало столкновение позиций страховщиков и промышленников», – сообщил «НГ» эксперт отдела страхования опасных объектов ОСАО «Ингосстрах» Андрей Копыток. По его словам, принятие закона станет возможным, когда будет найдет баланс между тем, сколько готовы платить промышленники, и тем, сколько потребуется страховщикам для формирования необходимых резервов.
Социальная значимость закона об обязательном страховании ответственности при эксплуатации опасных объектов бесспорна. «Его главная миссия – защищать интересы рядовых граждан, которые являются потенциальными жертвами ЧП на производстве. Гибель на производстве, инвалидность одинаково ужасны для человека, в каком бы регионе он ни жил – в бедном или богатом, у какого бы нанимателя ни работал – у совестливого или у равнодушного. Ведь сейчас выплаты пострадавшим производятся в основном из регионального бюджета и (или) из «кармана» нанимателя, и их размер в разных регионах может разительно отличаться», – сообщил «НГ» первый заместитель генерального директора СК «МАКС» Владимир Когтев. По его словам, закон призван компенсировать подобное неравноправие, чтобы во всей стране люди, пострадавшие в результате эксплуатации опасного производства, получали одинаковые ощутимые выплаты, ведь федеральный закон будет поддерживать единый стандарт покрытия рисков. По мнению экспертов, такой закон на руку и государству. «С увеличением сумм страхового покрытия государству не придется тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий техногенных катастроф, а юридические и физические лица получат суммы возмещения, более соразмерные причиненному ущербу. Технические аварии на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, как правило, отличаются масштабностью последствий, значительным количеством пострадавших и нанесением заметного ущерба окружающей природной среде», – считает начальник отдела страхования индустриальных рисков ОАО «КапиталЪ Страхование» Евгений Швецов.
До сих пор владельцы опасных предприятий страхуют свою ответственность перед третьими лицами добровольно – в соответствии с Федеральный законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Это страхование, по сути, добровольно-принудительное – без него невозможно получить лицензию на эксплуатацию подобных объектов. «Страховые тарифы составляют от 0,3 до 2,0%. Они индивидуальны и зависят от объема производства, характеристик производственных фондов, объема опасных веществ, находящихся на объекте, сложившегося уровня аварийности, географического местоположения и иных факторов», – уточняет Евгений Швецов. Поскольку все расходы на страхование осуществляются из прибыли предприятий, у страхователей сложилось отношение к этому виду страхования как к дополнительному налогу. Понятно, что большинство предпринимателей стремятся минимизировать эти расходы. Что же касается выплат, установленных действующим законом, то они мизерны. Максимальное покрытие – 7 млн. рублей. Сегодня этого не хватит даже на техническую экспертизу в случае серьезной катастрофы. «Этого явно недостаточно для покрытия вреда потерпевшим при крупных авариях. В новом же обязательном законе максимальная страховая сумма увеличена почти в тысячу раз и составляет 6,5 млрд. рублей! Естественно, она позволит в большей степени возместить вред населению в случае аварии», – уточняет Андрей Копыток.
Новый закон предполагает существенно увеличить выплаты людям в случае катастрофы. Так, в соответствии с Законом «О промышленной безопасности» максимальное возмещение в случае смерти не превышает 50 тыс. рублей. Новый законопроект предполагает, что единовременная выплата по ущербу «вред жизни и здоровью» составит 600 тыс. рублей. Уже разработана и четкая классификация всех опасных объектов, планируется создать единую информационную базу подобных предприятий. По сути, новый закон объединит действующие Федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений». «Критерии опасных объектов в новом законе основываются на уже имеющейся практике этих двух законов. Плюс к опасным объектам добавлены автозаправочные станции, в том числе и газовые», – уточняет Андрей Копыток. По его словам, принятие закона будет выгодно и самим предпринимателям: «Сейчас, учитывая «добровольность» данного страхования, предприятиям приходится оплачивать страховые премии из прибыли. После принятия закона об обязательном страховании они смогут расходы на данное страхование относить на себестоимость». Об этом же говорят и эксперты компании «СОГАЗ». «Принятие закона позволит создать механизм, позволяющий перевести затраты предприятия на возмещение вреда в случае аварии на опасном объекте из разряда чрезвычайных расходов в разряд плановых, относить эти расходы на себестоимость и предложить пострадавшим от аварии лицам реальное страховое покрытие причиненного ущерба», – убежден начальник управления маркетинга страховой группы «СОГАЗ» Алексей Смертин.