Вчера ряд западных СМИ сообщил о том, что альянс «Аэрофлота» и итальянского инвестиционного банка Unicredit, созданный для покупки находящегося на грани финансовой катастрофы крупнейшего итальянского авиаперевозчика Alitalia, может пополниться третьим участником – франко-голландской Air France-KLM. Вхождение в консорциум крупнейшего европейского авиаперевозчика, каким является Air France-KLM, позволило бы значительно уменьшить количество противников этой сделки внутри Италии и, возможно, оградило бы руководство «Аэрофлота» от жесткой критики в случае, если покупка Alitalia в итоге принесет российскому авиаперевозчику одни убытки.
Напомним, что два дня назад гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов заявил, что его компания может привлечь еще одного партнера в консорциум, уточнив: им станет западная авиакомпания. Вопрос о том, кто именно окажется в тройке, должен быть решен в течение ближайших двух недель. Итальянскому государству сейчас принадлежит 49,9% акций находящейся в бедственном положении Alitalia. При этом официальный Рим, отчаявшись самостоятельно поправить плохие финансовые показатели компании, в декабре прошлого года решил продать госпакет стороннему инвестору. В начале этой недели стало известно, что в число претендентов на не менее чем 30,1%-ный пакет Alitalia вошел «Аэрофлот», подавший заявку вместе с банком Unicredit. В образованном консорциуме российской компании принадлежит 95%, а Unicredit – только 5%. При этом многие эксперты поставили под сомнение финансовую целесообразность такого приобретения (см. «НГ» от 04.04.07).
В самом «Аэрофлоте» вчера не комментировали сообщения о возможном участии в консорциуме Air France-KLM. Отвечая на вопрос «НГ», зачем вообще нужен третий участник, руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг сообщила, что, как только решится, кто именно станет партнером, станет ясно, зачем это понадобилось.
В свою очередь, опрошенные «НГ» эксперты разделились во мнениях по этому поводу. Заместитель гендиректора ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян отмечает: пакет в 49,9%, с которым готово расстаться итальянское правительство, можно считать условно контрольным, потому что остальные акции раздроблены среди нескольких держателей. «Естественно, «Аэрофлоту» нужна большая часть пакета – хоть контролировать Alitalia полностью «Аэрофлот» не сможет, для него это стало бы неким входным билетом на европейский рынок авиаперевозок. Впрочем, вероятность того, что он достанется именно консорциуму с участием «Аэрофлота», я бы оценил менее чем в 50%, – отметил эксперт. – Все-таки сегодня Россия имеет дело не с правительством Сильвио Берлускони. Нынешний премьер Романо Проди более осторожен в действиях, да и вообще европейские государства с большой неохотой пускают российский бизнес на свою территорию».
В то же время руководитель аналитического отдела компании «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что покупка Alitalia двумя авиакомпаниями и местным банком была бы для итальянского правительства оптимальной, тем более что какой-то напряженности между нашими странами сейчас не наблюдается, а скорее наоборот, учитывая недавнюю покупку Eni и Enel активов ЮКОСа. «Чего уже не скажешь о Германии, которая при новом руководстве стала занимать гораздо более прохладную позицию, или Франции, в которой и сейчас нет особой любви к российскому бизнесу, а после предстоящих выборов она может еще более уменьшиться, – отмечает аналитик. – Если же говорить о том, почему именно Air France-KLM выглядел бы логичным партнером в этой тройке, можно выделить два момента: во-первых, это позволило бы сделать сделку более привлекательной. Во-вторых, Air France-KLM, так же как и «Аэрофлот», заинтересована, чтобы Alitalia оставалась в связке с альянсом SkyTeam и была под его контролем в части принятия решений». В этой связи, говорит Пантелеев, не принципиально, кому и сколько процентов в результате достанется. Просто сторона, у которой пакет будет меньше, понесет меньшие финансовые издержки, и наоборот.