Срыв сроков поставки атомного топлива для сооружаемой «Атомстройэкспортом» АЭС в Бушере стал поводом для Тегерана заявить о необходимости продолжить обогащение урана. Вчера вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии (ОАЭИ) Голям Реза Агазаде перед началом церемонии сдачи в эксплуатацию вспомогательных сооружений Бушерской АЭС, напомнив о том, что российская сторона сорвала поставку атомного топлива, заявил: «Если русские не хотят поставлять нам топливо, у нас возникает необходимость начать самостоятельно обогащать уран».
Ранее глава «Ростатома» Сергей Кириенко в ходе состоявшегося в сентябре прошлого года визита в Иран пообещал поставить ядерное топливо в марте 2007 года, за полгода до предполагаемого запуска АЭС. Однако в феврале представители Росатома обвинили Тегеран в задержке платежей и объявили, что по этой причине сроки поставки топлива на АЭС в Бушере могут быть сдвинуты.
Сейчас платежи, задержка которых была вызвана их переводом из долларов в евро, вновь пошли. В то же время из Тегерана и Москвы поступают противоречащие друг другу сообщения о их достаточности для продолжения строительства АЭС. Согласно вчерашнему заявлению Агазаде, Иран ничего не должен России. «На данный момент, после переговоров в Тегеране финансовые вопросы и сложности разрешены, и мы смогли урегулировать проблемы «Атомстройэкспорта». Поэтому российская сторона в некоторой степени является нашим должником», – заявил вице-президент Ирана.
В Москве придерживаются другой точки зрения. Вчера Сергей Кириенко сообщил, что всего за I квартал Иран перечислил всего 15 млн. долл., в то время как, согласно заключенным договоренностям, ежемесячный платеж по проекту должен составлять 23–25 млн. долл. Вчера же российские атомщики не смогли назвать новые сроки поставки ядерного топлива в Бушер. Пресс-секретарь «Атомстройэкспорта» Ирина Есипова сообщила «НГ», что поставки атомного топлива на АЭС начнутся за полгода до физического пуска, однако точных дат нет. «Пока мы анализируем ситуацию», – заявила Есипова.
При этом она признала задержку со срывами сроков сдачи АЭС в Бушере, объяснив ее уникальностью проекта. Напомним, что в 1998 году тогдашний министр по атомной энергии Евгений Адамов обещал достроить атомную электростанцию еще в 2003 году. С тех пор сроки завершения строительства не раз переносились.
«Чтобы понять причины длительного строительства, нужно знать историю создания Бушерской АЭС, – заявила «НГ» Есипова. – Во-первых, изначально станцию строили немцы, которые частично возвели объекты и установили часть оборудования АЭС – в него нам необходимо было интегрировать наши российские технологии, абсолютно отличные от немецких – понадобилось время на поиск и создание новых конструкторских и проектных решений АЭС «Бушер». Во-вторых, после ирано-иракского конфликта многие сооружения после бомбежек пострадали. Эта станция является уникальнейшим проектом, аналогов которому нет в мире, и строительство идет по эксклюзивным конструкторским решениям». По словам Есиповой, перенос всех сроков закреплялся дополнительными соглашениями к основному контракту. Не станет исключением и последний случай. Ожидается, что переговоры по этому вопросу возобновятся после 8 апреля, когда российская делегация прибудет в Иран.
Впрочем, не исключено, что затяжка с поставками ядерного топлива на руку обеим сторонам. Затягивая поставки, Россия пытается избежать обвинений со стороны мирового сообщества в вооружении Ирана пусть и мирными ядерными технологиями в условиях возрастания напряженности в Персидском заливе и усиливающихся в мире настроений против ядерной программы Ирана. Иран, в свою очередь, обосновал необходимость собственного обогащения урана неспособностью Москвы сдержать обязательства.
Между тем вчера заместитель главы Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Саиди объявил о планах строительства еще одной атомной электростанции. Тендер будет объявлен в ближайшие три-четыре месяца. Этот проект оценивается в 1,3 млрд. долл. Это заявление застало врасплох представителей российской компании. «В случае, если условия тендера нас заинтересуют, «Атомстройэкспорт» будет готов принять участие в тендере – все технические и технологические возможности для этого у нас есть. «Атомстройэкспорт» – единственная компания в мире, которая строит сегодня сразу 7 энергоблоков в других странах. Опыт – одно из наших основных конкурентных преимуществ. Теоретически мы могли бы принять участие в этом тендере», – сообщила «НГ» Ирина Есипова. Не исключено, учитывая внешнеполитические обстоятельства, что других претендентов на этот подряд в мире не найдется.