Валерий Окулов объявил о сделке, выгодность которой для «Аэрофлота» не очевидна.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера стало известно, зачем крупнейшему российскому авиаперевозчику – компании «Аэрофлот – российские авиалинии» понадобилось участие в тендере на покупку чуть более 30% акций крупнейшей итальянской авиакомпании Alitalia. Как заявил гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов, Alitalia интересна своей эффективной маршрутной сетью, возможностью выхода на итальянский рынок, а также тем, что полеты из Италии являются «воротами в Северную Африку и Южную Европу». Топ-менеджер российского авиаперевозчика рассчитывает на эффект от синергии. Впрочем, достоинства сделки могут померкнуть, если разобрать связанные с ней риски и проблемы.
Итальянская авиакомпания при капитализации в 1,37 млрд. евро обременена долгами более чем на 1 млрд. евро, причем ситуация с каждым годом ухудшается. В прошлом году убытки компании составили около 400 млн. евро. Еще одним серьезным минусом Alitalia является наличие у нее строптивого профсоюза, который постоянно требует увеличения зарплат и регулярно устраивает забастовки, не считаясь с финансовыми и имиджевыми потерями компании.
Первые сообщения о возможной сделке появились в понедельник, после того как на брифинге в Милане глава инвестиционно-банковского подразделения банка Unicredit Серджио Эрмотти заявил, что «Аэрофлот» планирует подать заявку на приобретение госпакета акций итальянской авиакомпании вместе с его банком. В консорциуме, который планируется создать для подачи заявки, «Аэрофлоту» будет принадлежать 95%, а итальянскому банку – 5%. В «Аэрофлоте» эти слухи сначала опровергли, но затем подтвердили, отметив, что заявка на участие в конкурсе уже направлена и рассматривается Минфином Италии. Вчера Валерий Окулов сообщил, что в консорциуме может появиться и третий партнер, причем речь идет именно о западной авиакомпании. Но это решится в течение ближайших двух недель.
Российские чиновники комментируют планируемую сделку пока очень осторожно. «Любое укрупнение, международная интеграция – это хорошо, – отметил вчера глава МЭРТа Герман Греф. – Важно, чтобы это соответствовало финансовым возможностям компаний». Впрочем, последствия сделки Греф оценивать не стал, заявив, что не знаком со стратегией развития «Аэрофлота» по этому вопросу. Между тем от покупки блокпакета Alitalia, который оценивается экспертами примерно в 500 млн. долл., уже отказалась объединенная Air France-KLM, посчитав запрашиваемую цену завышенной. Судя по всему, «Аэрофлот» цена не смущает, хотя для сделки ему придется брать деньги взаймы, так как чистая прибыль компании по итогам 2006 года составила около 200 млн. долл. Впрочем, как считает руководитель аналитического отдела компании «Авиапорт» Олег Пантелеев, деньги найти будет несложно. «В конце концов нашлись же средства на покупку Внешторгбанком 5-процентного пакета концерна Airbus, – отмечает аналитик. – Здесь вопрос в другом: возможно ли окупить эти вложения? В принципе да, но есть очень серьезная деталь – менеджменту Alitalia так и не удалось выстроить отношения с персоналом, который очень легко идет на забастовки, несмотря ни на какие ранее достигнутые соглашения, а это главный и очень серьезный риск. К тому же о синергетическом эффекте также говорить пока рано».
Старший эксперт компании «Объединенные стратегические консультанты» Арон Махер тоже подвергает сомнению удачность такой покупки для «Аэрофлота». «Несмотря на то что после появления данной информации акции «Аэрофлота» взлетели, покупка доли Alitalia при ближайшем рассмотрении не выглядит столь удачным вложением денег, – отмечает эксперт. – На данный момент итальянская компания переживает не лучшие времена и несет большие убытки. Кроме того, не добавляют уверенности в будущем постоянные забастовки работников компании».