Желание пообщаться с Максимом Медведковым изъявляют все новые переговорщики.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера в Ханое начались двусторонние российско-вьетнамские переговоры о допуске России в ВТО. Присоединение Вьетнама к рабочей группе по вступлению России в ВТО напрямую связано с задержкой переговорного процесса с другими странами, в частности с Грузией, которая в прошлом году отозвала свое согласие. Ханой только в конце прошлого года вступил в ВТО и сразу же изъявил желание подключиться к переговорному процессу. Если бы Россия вступила в ВТО раньше или одновременно с Вьетнамом, согласовывать свое присоединение к этой организации с Ханоем Москве не потребовалось бы.
Сразу после Вьетнама, 4–5 апреля, российская делегация вылетит для проведения подобных переговоров с Камбоджей. «Российская сторона предложила Вьетнаму и Камбодже вести переговоры только по приоритетным товарам, по которым у этих стран есть экспортный интерес», – сообщил накануне визита главный российский переговорщик по ВТО, директор департамента торговых переговоров МЭРТ России Максим Медведков. Он также прояснил планы относительно сроков вступления России в эту организацию. «Мы надеемся, что к концу июня сможем решить большинство проблем, чтобы завершить все переговоры в сентябре–октябре и направить документы в Думу на ратификацию до начала января, то есть до смены состава парламента», – заявил Медведков.
По его словам, если переговоры выбьются из этого графика, присоединение задержится в связи со сменой состава Госдумы и правительства. Кроме того, могут понадобиться двусторонние переговоры с вновь вступившими в ВТО странами. Иными словами, если России не удастся завершить переговорный процесс осенью, он вновь будет затянут минимум на полгода, из-за чего, не исключено, России придется вступать в переговоры по ВТО с новыми членами этой организации, которые могут в нее вступить за этот срок, если они проявят такое желание.
В то же время требует своего решения вопрос с Грузией. По словам Максима Медведкова, Россия, строго говоря, «может и не завершать переговоры с Грузией», поскольку «ВТО принимает решение большинством голосов». Впрочем, согласие было бы желательно, дабы «избежать таких прецедентов, которые уже были в истории». Чиновник отметил, что единственная неурегулированная проблема в отношениях с Тбилиси – «функционирование таможенных пунктов пропуска на абхазском участке российско-грузинской границы». Вопрос вроде бы решается, но сейчас российская сторона ждет от Тбилиси «подготовленного юридического обоснования претензий» по данной проблеме. Впрочем, по его словам, совсем не исключено, что переговоры с Грузией «может быть, и получится довести до завершения».
Грузия имеет все рычаги, чтобы воспрепятствовать России вступить в ВТО, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. «Другое дело, что в настоящее время им дальнейшее обострение ситуации в российско-грузинских отношениях также невыгодно, – отметил эксперт «НГ». – В то же время позиция Грузии в вопросе вступления России в ВТО не является непреодолимым препятствием, но шапкозакидательские настроения, которые иногда можно наблюдать в последнее время, также совсем неуместны».
Напомним, что 27 января президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что Тбилиси желает, чтобы Россия легализовала два таможенных контрольно-пропускных пункта (КПП) в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия, что является предпосылкой для получения согласия грузинской стороны о принятии России в ВТО.