Вчера в распоряжении «НГ» оказалась справка ООО «Факторинг-Финанс», в которой указана точная сумма долга Молдавии и Приднестровья за поставки российского газа в 1994–2004 годах. Данный долг в декабре 2005 года «Газпром» переуступил этой компании, являющейся дочкой ООО «Газпроминвестхолдинг». По состоянию на 23 марта с.г., это более 34,5 млрд. руб., или примерно 1 млрд. 329 млн. долл. Однако до сих пор неясно, когда и как этот долг будет погашен и будет ли погашен вообще. В Кишиневе и Тирасполе, как выяснила вчера «НГ», на этот счет придерживаются взаимоисключающих мнений.
Именно этот долг стал причиной скандала, вызванного заявлениями президента Молдавского металлургического завода (ММЗ) Анатолия Белитченко о том, что «Газпром» переуступил долг холдингу Алишера Усманова «Металлоинвест» (версия, сообщенная «Интерфаксом») или лично Алишеру Усманову (версия, уточненная топ-менеджером ММЗ «НГ», подробнее см. «НГ» от 23.03.07 и 28.03.07). Судя по всему, «Газпрому» и аффилированным с ним структурам еще долго придется отягощать свой баланс этим долгом, так как должники не спешат расплачиваться, а передавать их другим частным структурам не позволяет политизированность вопроса.
Отметим, что Анатолий Белитченко довольно быстро изменил первоначальные заявления. Сразу после публикации его заявления в «НГ» он сообщил, что о передаче долга нельзя говорить, так как переговоры продолжаются. А 27 марта Белитченко передал через «Интерфакс», что его неправильно поняли. На самом деле он имел в виду события декабря 2005 года, когда «Газпром» передал долг «Факторинг-Финанс», к которой «Металлоинвест» и Алишер Усманов не имеют отношения. В том же сообщении «Интерфакса» представитель УК «Металлоинвест» Юлия Мазанова выразила сожаление, что «заявление о финансовых взаимоотношениях «Газпрома» и Приднестровья было сделано человеком, не владеющим данной информацией».
Отметим, что и «Газпром», и «Металлоинвест» опровергли факт передачи долгов в тот же день, когда топ-менеджер ММЗ заявил об этом (как и сообщила «НГ»). Сам же Белитченко, который обычно всегда с охотой общался с журналистами, с тех пор не выходит на связь, по крайней мере корреспонденты «НГ» и ряда других изданий не могут дозвониться до него.
Не вдаваясь в достоверность противоречивых заявлений Белитченко, отметим, что они вызвали скандал в Приднестровье и обеспокоенность в Кишиневе. Президент Приднестровья Игорь Смирнов отказался признавать газовый долг, а министр промышленности Петр Степанов сообщил, что они готовы обсуждать его погашение только с «Газпромом». Помимо этого, корреспонденту «НГ» позвонил попросивший сохранить его анонимность представитель администрации президента Молдовы. Он попросил поделиться подробностями разговора с Белитченко и Смирновым.
Вчера Петр Степанов подтвердил «НГ», что в указанной сумме долга «Молдова-газ», учредителем которой выступает правительство Молдавии, есть и приднестровская доля. «В принципе контрактодержатель сегодня – «Молдова-газ» – и у Молдовы тоже есть задолженность – около 200 миллионов плюс пеня. Остальная часть долга наша», – сказал министр. В то же время в «Молдова-газ» заявили «НГ», что это исключительно долг Приднестровья. При этом по словам представителя «Молдова-газ», «Тираспольтрансгаз» юридически не оформил свой выход из «Молдова-газ», хотя и прервал с Кишиневом все отношения. Поэтому заявления Тирасполя о том, что это юридически не их долг, – неверны.