Итоги вчерашнего заседания правительства могут порадовать часть автолюбителей и огорчить экологов. Власти отложили введение повышенного акциза (косвенного налога) на низкокачественный бензин как минимум на три года. Ранее ожидалось, что наценка на «плохой» бензин будет введена уже с 2009 года, теперь же этот срок переносится на период после 2010 года. Сейчас ставка акциза колеблется в пределах от 2657 до 3629 руб. за тонну бензина, в зависимости от октанового числа. Причиной переноса введения повышенного акциза за низкое качество бензина стала задержка с разработкой технических регламентов, в которых должны были быть указаны критерии определения качества.
С докладом по вопросу ежегодной индексации акцизов на подакцизные товары в ближайшие три года выступил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Судя по выступлению, труднее всего станет заядлым курильщикам, поскольку акцизы на табак будут индексироваться на 20% ежегодно. Впрочем, чиновники никаких проблем на табачном рынке в связи с этим не ожидают. «По нашим ожиданиям, в денежном выражении для сегмента дешевых сигарет это приведет к увеличению цен на 1 рубль в год, – отметил Шаталов. – Это соответствует общей динамике на рынке, и никаких экстраординарных событий не ожидается».
Но нерешенный вопрос с установлением дифференцированных акцизов на высококачественный и некачественный бензин вызвал полемику. Минфин пришел к выводу, что в 2009 и 2010 годах акцизы на этот вид товаров индексировать не нужно, несмотря на угрожающие наполнению бюджета прогнозы по снижению мировых цен на нефть, с которыми выступил МЭРТ. «Есть проблема с техническим регламентом – пока его нет, мы не можем установить акцизы», – посетовал Шаталов. При этом, отвечая на вопрос премьера, как повлияет отсутствие индексации акциза на розничные цены и на уровень инфляции, он отметил, что в 2009 году потери бюджета составят 8,8 млрд. руб., а в 2010-м – 18,3 млрд. руб. «Это цена, которую мы платим за неповышение цен на автозаправках», – подытожил Шаталов.
Здесь не выдержал глава МЭРТа Герман Греф, который указал, что правительство два года ведет разговоры о введении регламентов «Евро-2» и «Евро-3», но почему-то этот вопрос не решается. «Христенко болеет – не с кого спросить», – миролюбиво ответил Фрадков, но этим только вызвал очередную порцию возмущения. «Михаил Ефимович, вы всегда ставите задачи достаточно амбициозные, но здесь совсем не амбициозная проблема, – возразил Греф. – Сколько можно говорить, давайте впишем это в закон!..» В итоге премьер призвал обратить особое внимание на важность принятия технических регламентов, в частности по качеству бензина. «Необходимо отфиксировать состояние дел, нашу бездеятельность, чтобы было видно, что мы теряем 2008 год, сдерживаем научно-технический прогресс и диверсификацию экономики, – заявил Фрадков. – Нужно сделать технические регламенты, иначе не только крыши будут падать над бассейнами, но и станки перестанут работать».
По мнению экспертов, меры, которые государство собирается принять для стимулирования производства качественного бензина, правильные, но уже запоздалые. «Сумма выгоды от дифференцированных акцизов может составить 300–400 рублей за тонну, что не очень много, но заинтересовать производителей в модернизации производства может, – отметил «НГ» президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. – Впрочем, компании и сейчас проводят модернизацию без оглядки на государство, поскольку есть достаточно жесткая конкуренция: те же «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР». Главный плюс от нее – повышение глубины переработки сырой нефти и увеличение доли светлых нефтепродуктов». В России, как отмечает аналитик, глубина переработки достигает 40%, хотя на Западе это почти 90%. «Вот вам и ответ на вопрос, почему в США, которые покупают нефть за рубежом, бензин стоит примерно столько же, как и в России, которая нефть экспортирует», – отметил Аркуша. «Но есть другая проблема – присутствие абсолютно некачественного топлива, которое получается путем добавления присадок, повышающих октановое число бензина, – отмечает эксперт. – По разным оценкам, около 30% топлива в России не удовлетворяет никаким критериям качества, и, к сожалению, именно эта проблема на заседаниях правительства почему-то не обсуждается».