Вчерашний день показал, насколько экономически выгодным для России может быть начало военных действий в Персидском заливе. Своеобразным тестом стала реакция товарных бирж на всего лишь слухи об обстреле Ираном военного корабля США в Персидском заливе. Они спровоцировали выгодное для российских нефтяников резкое подорожание нефти. За несколько часов баррель нефти марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже подорожал на вторничных торгах более чем на 5 долл. – до 68,9 долл. Вполне возможно, что нефтяные цены взлетели бы еще выше, если бы командование ВМФ США не поспешило опровергнуть эти слухи. В результате опровержения цена барреля понизилась до 64,4 долл., что, впрочем, почти на полтора доллара выше цены предыдущего дня. Если бы цены продержались на столь высоком уровне в течение года, это принесло бы России как минимум 10 млрд. долл. только от нефтяного экспорта.
Еще больше российский ТЭК заработал бы, если бы в Персидском заливе разгорелась настоящая война, так как тогда бы цены на нефть взлетели еще выше. Сегодня Иран ежедневно поставляет на мировой рынок около 2,3 млн. баррелей нефти, обеспечивая 5,7% мирового экспорта. В случае нападения США Тегеран грозит заблокировать Ормузский пролив, через который проходит более 20% мирового экспорта нефти. Не исключено также, что Иран будет бомбить нефтяные разработки соседей. Сейчас можно только гадать, к какому скачку цен на нефть может привести такое развитие событий. В качестве ориентира могут служить события 1991 года, когда из-за вторжения Ирака в Кувейт нефть подорожала в полтора раза, а также вторжение США в Ирак в 2003 году, повлекшее одномоментный взлет нефтяных цен с примерно 20 до 34 долл. за баррель.
«Если иранская нефть уйдет с рынка, то цены могут подняться до 80 долларов и выше», – считает аналитик по нефти банка «Зенит» Дмитрий Лукашов. Аналитик по нефти Альфа-банка Константин Батунин уверен, что «цены вполне могут подняться и выше 100 долларов». С этим диапазоном цен согласен и аналитик Газпромбанка Михаил Зак.
При таком подорожании нефти рассчитать военную премию России от войны в Иране несложно. Российский экспорт нефти и нефтепродуктов в пересчете на сырую нефть составляет около 7 млн. баррелей в сутки. Поэтому рост цен на каждые 10 долл. обеспечит России не менее 25 млрд. долл. в год. Причем основная часть этой суммы попадет в госбюджет, что позволит правительству компенсировать недобор налогов, который из-за снижения цен на нефть только за первые два месяца этого года составил около 400 млрд. руб.
Однако от роста цен на нефть Россию ожидает и косвенный положительный эффект. «Рост доходов бюджета и компаний увеличит спрос населения, а также активизирует отечественное машиностроение и строительную отрасль», – считает Дмитрий Лукашов. Впрочем, такой сценарий, по словам Константина Батунина, также приведет к тому, что «в долгосрочном плане сырьевая направленность российской экономики только усилится».