Вчера история с переуступкой газового долга Приднестровья российскому предпринимателю – владельцу холдинга «Металлоинвест» Алишеру Усманову (см. «НГ» от 23.03.07) – получила скандальное продолжение. Интерфакс сообщил о том, что располагает официальным заявлением от источника этой информации – президента Молдавского металлургического завода (ММЗ) Анатолия Белитченко, в котором топ-менеджер просит «считать информацию, распространенную со ссылкой на меня о якобы переуступленных долговых обязательствах «Газпрома» компании «Металлоинвест» или лично Алишеру Усманову, ошибочной и несоответствующей действительности». По его словам, высказывания, связанные с переуступкой российской компании «Газпром» долгов Приднестровской республики за газ, «были поняты ошибочно и не правильно интерпретированы». Белитченко также поясняет, что его слова об уступке «Газпрома» газовых долгов Приднестровья третьим лица относились к сделке концерна в декабре 2005 года, когда «Газпром» осуществил внутреннюю реструктуризацию долга за газ в объеме 1,2 млрд. долл., в которой ни «Металлоинвест», ни Усманов никакого участия не принимали.
Между тем в распоряжении «НГ» есть датированная 22 марта запись разговора корреспондента газеты с Анатолием Белитченко, в которой он подтверждает первоначально сообщенную им информацию о переуступке долга Приднестровья Алишеру Усманову. Отметим, что вчерашнее заявление – вторая попытка Белитченко изменить свои первоначальные заявления. 24 марта Интерфакс сообщал, что глава ММЗ подкорректировал свое заявление, сообщив, что о передаче долга нельзя говорить, так как переговоры продолжаются.
Такая реакция Белитченко последовала вслед за опровержениями факта передачи долга, с которыми выступили «Газпром» и «Металлоинвест». Сам Алишер Усманов промолчал. Отметим, что «Металлоинвест», по информации одного из украинских совладельцев ММЗ, владеет 30% акций этого молдавского завода и осуществляет оперативное управление предприятием. Следовательно, Белитченко мог не только знать подробности переговоров, но и ввиду непосредственного подчинения структурам Усманова быть подверженным влиянию с их стороны. Вчера этот обычно общительный человек оказался недоступен для комментария.
Заявление Белитченко вызвало громкий скандал в Тирасполе. В частности, президент Приднестровской Молдавской республики (ПМР) Игорь Смирнов сообщил «НГ» о непризнании им газового долга, который юридически оформлен как долг «Газпрому» подчиненной Кишиневу «Молдова-газ», и сказал: «Вот теперь пусть Молдова и разбирается с Усмановым, что она ему должна».
Вчера Игорь Смирнов прокомментировал «НГ» новое заявление Белитченко: «Я не знаю, какие дела «Газпром» ведет с Усмановым. И меня это не интересует, так как, я уже говорил это вашей газете, у Приднестровья фактически нет газового долга, мы ничего не должны». За более подробными объяснениями Смирнов посоветовал обратиться к министру промышленности ПМР Петру Степанову, до последнего времени возглавлявшему Приднестровское газовое хозяйство.
Степанов сообщил «НГ» следующее: «Юридически Приднестровье ничего не должно «Газпрому», так как нет соответствующего двустороннего договора. Юридически долг висит на АО «Молдова-газ». Но приднестровская сторона согласна рассматривать оформление части этого долга за Приднестровьем, что и отражено в протокольных записях. Речь идет о 684 миллионах долларов так называемого основного долга (плюс штрафные санкции). Это данные на 1 января текущего года. Что касается заявлений Анатолия Белитченко, я связывался по этому поводу с «Газпромом», там шокированы информацией и заверили меня, что никогда никаких разговоров о переуступке долга другой структуре не было». В настоящее время, заметил министр, Приднестровье договаривается с «Газпромом», каким образом этот долг может быть погашен.
Между тем в разговоре с корреспондентом «НГ» Игорь Смирнов напомнил, что Россия обещала выплатить Приднестровью 100 млн. долл. за пребывание на территории региона российских войск – ранее 14-й армии, теперь Оперативной группы российских войск (ОГРВ) в счет погашения газового долга, но обещания пока не сдержала.
Газовый долг региона давно из категории экономической трансформировался в категорию политическую. Потому разговор о его погашении ведется не только в «газпромовских» кабинетах, но и на Смоленской площади, куда лидера Приднестровья в последнее время регулярно приглашают. На фоне активной политической поддержки региона Кремлем, а также финансовой помощи, которую оказывает непризнанной республике правительство России (20 млн. долл. в виде стабилизационных траншей), известие о смене кредитора в самом Приднестровье воспринято с тревогой, поскольку данный факт (если бы он подтвердился) говорил только об одном – о смене настроений руководства России. Не исключено, что под давлением политической составляющей возможной сделки «Газпрома» с «Металлоинвестом» или, как ранее уточнил «НГ» Анатолий Белитченко, с его владельцем Алишером Усмановым и объясняется изменение в позиции сторон.
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров считает, что можно будет только порадоваться за «Газпром», если ему удастся хоть что-то получить от этого безнадежного долга, а не просто списать его. «Что же касается нежелания властей Приднестровья переуступать его каким-либо третьим лицам, то это проблема зависимости, – считает эксперт. – Одно дело – быть должником и зависеть от государственной структуры, коей является «Газпром», и совсем другое – от какой-нибудь частной структуры┘»