0
1037
Газета Экономика Интернет-версия

27.03.2007 00:00:00

Китай завалит Россию ширпотребом

Сергей Куликов

Об авторе: Грядущий запрет на торговлю иностранцев на рынках не помешает китайским товарам и дальше покорять Россию.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Тэги: мэрт, китай, импорт


мэрт, китай, импорт

Вчера Федеральная таможенная служба (ФТС) обнародовала крайне неприятную для россиян статистику, говорящую о резкой сдаче Россией позиций в торговле с Китаем. В январе товарооборот между двумя странами вырос на 13,6% по сравнению с январем прошлого года – до 2,086 млрд. долл., при этом российский экспорт в Китай сократился на 10,5% – до 1,072 млрд. долл., а импорт вырос более чем в полтора раза – на 58,4% – до 1,014 млрд. долл.

Публикация этих данных, свидетельствующих о резком ухудшении позиций российских производителей в торговле с Китаем, совпала с началом визита в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао, который в первый же день заявил о своей уверенности в том, что задача довести российско-китайский товарооборот с 33 млрд. в 2006 году до 60–80 млрд. долл. будет успешно решена к 2010 году. По мнению экспертов, это вполне достижимо, но решение данной проблемы напрямую связано с дальнейшим ухудшением торгового сальдо России. В ближайшие годы китайский импорт в несколько раз перекроет российский экспорт, в то время как еще несколько лет назад все было ровно наоборот.

Отметим, достигнутый в прошлом году уровень товарооборота стороны оценивают по-разному. Ху Цзиньтао говорит о сумме в 33,4 млрд. долл., а ФТС приводит более низкий показатель в 28,6 млрд. долл. Впрочем, как поясняют в Минэкономразвития, все эти расхождения связаны с различиями в методиках учета, принятых в России и Китае, а также с существованием проблемы так называемой серой (недостоверной) растаможки грузов на территории РФ. Но в любом случае имеющаяся статистика выглядит малоприятной для российской стороны.

Столь же печальны и прошлогодние цифры: по данным МЭРТа, российский экспорт в Китай увеличился всего на 20,7% – до 15,7 млрд. долл., в то время как импорт вырос на 77,4% – до 12,9 млрд. долл. При этом структура торговли ввергает Москву в еще большее уныние. Россия окончательно смирилась с ролью рынка сырья и сбыта китайского ширпотреба. Доля поставок машин и оборудования в двустороннем торговом обороте за год снизилась почти на 40% – до 217 млн. долл., и теперь она составляет лишь 1,2% совокупного экспорта в Китай против 2,1% в 2005 году. Судя по всему, китайцев перестали интересовать даже российские самолеты, поскольку поставки по позиции «летательные аппараты» сократились на 95%. В то же время на первом месте традиционно оказываются нефть и нефтепродукты, древесина и продукция деревообработки. Зато китайцы свой импорт в Россию успешно диверсифицируют, особенно в части поставок транспортных средств, бытовой техники и электроники.

Комментируя грандиозные планы по увеличению взаимной торговли, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин отмечает, что очень агрессивную экономическую политику китайцы ведут по всему миру, не исключая России. «Качество их товаров пока не всегда соответствует мировому уровню, но они успешно обходят этот момент, поставляя наиболее качественные товары в США и Европу, а менее конкурентоспособные – остальным, в том числе и нам, – считает эксперт. – Красноречивый пример: согласно данным за прошедший год, китайский автопром произвел свыше 7 миллионов автомобилей, при этом на экспорт они поставили всего 200 тысяч. Неудивительно, что это их не устраивает и они все активнее работают в России – поставляют готовые машины и активно налаживают сборочные производства. Конечно, по цене китайские автомобили приближаются к нашим «Жигулям», но по качеству их уже сегодня превосходят. Естественно, российский потребитель сделает выбор в пользу Китая, но что тогда станет с отечественными производителями, которые и сегодня еле-еле сдерживают напор иномарок?» Конечно, отмечает Ясин, выполнить задачу по увеличению товарооборота до 60–80 млрд. долл. вполне можно – для достаточно снять все ограничения на китайский импорт: «По-другому не получится, поскольку России сегодня нечего предложить взамен: контракты по строительству электростанций в Китае мы проигрываем, доля продукции машиностроения снижается и т.д. Кроме того, даже экспорт нефти и газа для уменьшения торгового дисбаланса за эти 2–3 года быстро увеличить не удастся – в России недостаточно самих ресурсов, восточный нефтепровод пока не построен, а мощности железной дороги ограничены».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1848
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3847
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2888
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2359

Другие новости