Накануне президентских выборов 2008 года правительство демонстрирует безграничную щедрость в отношении избирателей. В воскресенье вице-премьер Александр Жуков в программе Первого телеканала пообещал пенсионерам увеличить к 2010 году среднюю пенсию с нынешних 2877 до 5000 руб. Одновременно он также напомнил, что этой осенью на 15% будут проиндексированы зарплаты бюджетникам, а «минимальный размер оплаты труда возрастет с сентября с 1100 до 2300 рублей». Выполнение этих обещаний грозит крахом бюджетной системы и масштабной девальвацией рубля либо замораживанием всех прочих расходов бюджета.
По самым скромным подсчетам, только рост средних пенсий до указанных величин потребует увеличения бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) в пересчете на 36 миллионов пенсионеров ежегодно на примерно 1 трлн. руб. Таких денег в ПФР нет. Дефицит Пенсионного фонда уже сейчас составляет, по словам его главы Геннадия Батанова, около 88 млрд. руб. Более того, вряд ли к столь значительным вливаниям со стороны госбюджета, за счет которых и покрывается дефицит ПФР, готов и Минфин.
На прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин сокрушался по поводу того, что к 2010 году госбюджет должен будет увеличить дотирование ПФР более чем на 800 млрд. руб. (см. «НГ» от 22.03.07). А неделей ранее Геннадий Батанов поставил вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию. Рассказывая о масштабах проблемы, Кудрин сообщил, что ее решение требует «или повышения налогов, или структурной реформы пенсионной системы, или реформы ЕСН».
Впрочем, и Александр Жуков в своем последнем выступлении тоже сообщил, что в ближайшие годы федеральный бюджет, расходы которого, к слову, сейчас составляют всего около 7 млрд. руб., не смогут расти столь быстрыми темпами, как они увеличивались до сих пор – примерно на четверть по сравнению с прежним годом. По словам Жукова, бюджетные расходы будут расти темпами, «которые позволит рост нашей экономики, по нашим оценкам, это примерно 6–7% в год». В трехлетнем бюджете до 2010 года запланировано, что бюджетные расходы увеличатся к 2010 году по сравнению с 2007 годом на 2388 млрд. руб., а бюджет утратит весь профицит. Теоретически такое увеличение расходов позволяет поднять до указанного уровня за счет бюджета пенсии и зарплаты бюджетникам, но тогда почти ничего не останется на увеличение прочих статей бюджета. Между тем проект бюджета до 2010 года предусматривает рост и других бюджетных статей, в частности полуторакратное увеличение расходов на национальную оборону, то есть более чем на 360 млрд. руб.
Ситуацию усугубляет вероятность снижения цен на нефть, от которых бюджет по-прежнему сильно зависит. Алексей Кудрин не исключает, что заложенные в трехлетний бюджет до 2010 года цены на нефть будут скорректированы в меньшую сторону. Между тем уже сейчас, когда нефть торгуется у отметки около 60 долл. за баррель, бюджет начал испытывать некоторые проблемы. В частности, потребовали корректировки планы по сбору налогов. Согласно обнародованным на днях Федеральной налоговой службой (ФНС) данным, в январе–феврале этого года было собрано на 9,6% меньше налогов, чем за тот же период год назад, всего 421,8 млрд. руб. Снижение налоговых показателей налоговики и макроэкономисты объясняют прекращением роста цен на нефть и их некоторым снижением.
Однако снижение цен на нефть – это только часть угроз финансово-экономическому благополучию государства. В сценарных условиях социально-экономического развития страны до 2010 года МЭРТ предупреждает о возможности масштабной девальвации рубля в условиях грядущего резкого ухудшения торгового сальдо. Первые признаки ухудшения торгового сальдо ярко проявились в январе, когда сальдо в помесячной динамике упало по сравнению с январем прошлого года сразу на 21,8%, причем упало впервые за последние пять лет (см. «НГ» от 20.03.07). В документе МЭРТа говорится, что «сохранение нынешнего более чем двукратного разрыва между темпами роста импорта и внутреннего спроса неизбежно приведет уже в 2009 году к вытеснению отечественной продукции (особенно инвестиционной) с рынка и образованию отрицательного торгового сальдо, что потребует значительной девальвации курса национальной валюты».
Проблема низких пенсий и зарплат в России действительно существует, однако решить ее в рамках популистской кампании вряд ли удастся. Предвыборный вброс денег в экономику наверняка увеличит импорт и тем самым приблизит момент девальвации рубля. Кроме того, весьма вероятен и всплеск инфляции, поскольку федеральные и региональные монополии постараются изъять деньги населения не через увеличение выпуска продукции, а через рост цен.
Впрочем, эксперты призывают относиться к предвыборным обещаниям правительства с определенной долей скепсиса. «Риски предвыборного раздувания бюджетных расходов действительно существуют, и некоторые политики уже включились в гонку обещаний», – отмечает аналитик компании «ФИНАМ» Ольга Беленькая. Однако, по ее словам, на практике Минфин ведет крайне жесткую политику сдерживания бюджетных расходов и в этих условиях далеко не все предвыборные обещания могут быть выполнены.
Отметим также, что после президентских выборов 2008 года, судя по всему, грядет смена правительственной команды, и тогда ее предвыборные обещания будут восприниматься так же, как сейчас воспринимаются обещания тогдашнего президента Бориса Ельцина, данные им накануне выборов 1996 года, отказаться от призыва и перевести Российскую армию к 2000 году на контрактную основу.