Минску в очередной раз удалось выторговать экономические преференции в отношениях с Россией. «Газпром», судя по всему, отказался от требования вернуть наценку «Белтрансгазу» (БТГ) в 18 долларов за каждую перепроданную в республике тысячу кубометров газа. Без этой наценки БТГ теряет часть своей прибыли, соответственно «Газпром», которому через 4 года в обмен на пониженные цены на газ для Белоруссии должна отойти половина СП, созданного на базе БТГ, получит порядком уцененный актив.
О готовности создать СП на базе «Белтрансгаза» до 1 июля 2007 года даже при отсутствии надбавки заявил в пятницу в Минске зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов. При этом он отметил, что без надбавки предприятие становится убыточным и «вопрос повышения его рентабельности в любом случае в каком-то виде должен быть решен». В свою очередь, гендиректор ОАО «Белтрансгаз» Дмитрий Казаков пояснил, что «Газпром» рассчитывает на восстановление оптовой надбавки, которая была отменена в Белоруссии с начала 2007 года с целью минимизировать издержки конечных промышленных потребителей от более чем двукратного роста цены на газ. Отмена надбавки, по его словам, связана с тем, что «Газпром», ранее хотевший сразу выкупить свою половину БТГ, затем решил растянуть этот процесс на 4 года, что потребовало корректировки других параметров сделки.
По мнению руководителя аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александра Разуваева, в «Газпроме», видимо, устали от противостояния и потому решили смягчить свою позицию. «Конечно, «Газпром» хотел бы иметь не просто 50% белорусской трубы, но еще и прибыльное предприятие, – отметил эксперт в беседе с «НГ». – Вероятно, это выходит пока не совсем гладко┘ К тому же в новом витке противостояния с Белоруссией наш монополист не заинтересован ни по экономическим мотивам – потерю 360 миллионов долларов в год он как-нибудь переживет, – ни тем более по политическим».
Смягчение позиции «Газпрома» пришлось для официального Минска как нельзя кстати. 21 марта Евросоюз еще на год продлил запрет на въезд на свою территорию президента Белоруссии Александра Лукашенко и четырех десятков белорусских чиновников и не стал размораживать их счета в европейских банках. Это стало своеобразным ответом на попытку Александра Лукашенко перейти от жесткой ориентации на Москву к двухвекторной политике по образцу той, что проводил прежний президент Украины Леонид Кучма, заигрывавший как с Москвой, так и с Западом. Несмотря на однозначно отрицательный ответ европейцев на попытки Лукашенко, Москва фактически в такой ситуации решила не обострять отношения с Минском, предпочтя уступить белорусам в их требованиях.
Отметим, что в пятницу было также подписано соглашение о российско-белорусском торгово-экономическом сотрудничестве, отменяющее торговые ограничения между двумя странами. Этот документ должен был быть подписан еще 20 марта, но тогда его подписание было сорвано из-за того, что Минск неожиданно предложил сдвинуть сроки отмены торговых барьеров относительно доступа на свой рынок российских предпринимателей и потребовал упростить процедуру ввоза на территорию РФ индивидуальных автомашин. В ходе подписания этого соглашения в пятницу стороны не стали распространяться насчет того, каким образом были улажены возникшие разногласия. Впрочем, накануне директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности МЭРТа Галина Баландина заявила журналистам, что ряд ограничений, остающихся со стороны Белоруссии, уже снят, некоторые будут отменены с 1 апреля 2007 года, преобладающая часть ограничений – с 1 июля 2007 года, а ограничение о квотировании табачных изделий перестанет действовать с 1 октября 2007 годаю