Алексей Кудрин предупреждает россиян о возможных экономических неурядицах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Перед российской экономикой и финансовой системой замаячили нелегкие времена – период «легких» денег, получаемых от экспорта дорожающей нефти, практически закончился. В то же время бюджетные расходы будут только расти, что ставит вопрос о сохранении бюджетной стабильности после 2010 года, а то и ранее. Именно так следует расценивать вчерашнее выступление на расширенной коллегии Минфина главы этого ведомства Алексея Кудрина.
Министр отметил, что «пик цен на нефть скорее всего пройден», что заставляет искать другие источники наполнения бюджета. При этом он первым из чиновников такого ранга обнародовал прогноз нефтяных цен после 2010 года. По его словам, они будут не выше 40–50 долл. за баррель. Это почти в два раза ниже рекордных 78 долл. за баррель, цене, по которой нефть продавалась в июле прошлого года. В такой ситуации в 2010 году российский бюджет перестанет быть профицитным. То есть все его доходы без остатка пойдут на текущие расходы. Резкое сокращение бюджетного профицита произойдет уже в следующем году, когда бюджетные доходы превысят расходы всего на полпроцента от объема ВВП. Для сравнения, в прошлом году бюджетный профицит составил 7,5% от ВВП, или почти 2 трлн. руб.
Впрочем, прогноз министра может быть скорректирован как в большую, так и в меньшую сторону. Кудрин отметил, что в отдельные моменты нефтяные цены из-за политических и других рисков в мире могут быть выше прогноза. Однако, напомнив участникам коллегии о том, что в 2007 году бюджет рассчитан исходя из цены 55 долл. за баррель, в 2008 году – 53 долл. за баррель, в 2009 году – 52 долл. и в 2010 году – 50 долл. за баррель, министр сообщил, что эти прогнозы скорее всего слишком высокие, и не исключено, что их придется пересматривать.
В своем выступлении Кудрин также вернулся к спору двухлетней давности между ним и главой МЭРТа Германом Грефом по вопросу использования откладываемых сверхдоходов. Напомним, что тогда Кудрин настаивал на замораживании этих денег в Стабфонде на черный день, а Греф хотел их частично пустить на приоритетные инвестпроекты. В результате правительство пришло к компромиссному решению – Стабфонд был создан и заморожен, а для финансирования инвестпроектов образовали специальный Инвестфонд. Вчера Кудрин обратил внимание на неэффективность работы Инвестфонда. По его словам, МЭРТ не успевает отбирать требующие инвестиций из этого фонда проекты, в результате чего деньги Инвестфонда простаивают. Глава Минфина скрупулезно подсчитал, что в 2006 году размер Инвестфонда составлял 69 млрд. руб., но было использовано лишь 9 млрд. На этот год, по его словам, размер кубышки составляет 110 млрд. руб., из которых на уже утвержденные и планируемые проекты будет направлено около 55 млрд. руб. Оставшаяся половина добавится к неизрасходованным 60 млрд. с прошлого года и перенесется на 2008 год. В будущем году на утвержденные проекты будет потрачено 55 млрд. руб. В результате к 2009 году в Инвестфонде накопится около 170 млрд. руб. неиспользованных средств. По словам Кудрина, эти деньги можно было бы использовать с большей эффективностью, например, на модернизацию транспортной системы страны. Впрочем, миролюбиво отметил Кудрин, Минфин договорился с Минэкономразвития о том, что темпы отбора инвестпроектов в рамках финансирования из Инвестфонда будут ускорены.
Опрошенные «НГ» аналитики считают прогнозные оценки Минфина адекватными. «На самом деле никто не знает, какой будет цена на нефть. Существует слишком много факторов, в том числе и внешнеполитических, которые просто не поддаются никаким прогнозам, – говорит старший экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. – С другой стороны, закладываться на ее меньшую стоимость, как это делает Кудрин, было бы вполне разумно, и поэтому сценарий, когда нефть будет стоить 40–50 долларов за баррель, – очень реалистический».
Куда потратить средства Инвестфонда – вопрос, по мнению аналитиков, скорее второстепенный. «Создан-то он создан. Но есть довольно жесткая система отбора проектов, которые будут финансироваться из его средств, – отмечает Тихомиров. – Нельзя забывать, что мы находимся в самом начале этого процесса, и если и сегодня есть некий балласт из неизрасходованных средств, это вовсе не значит, что он будет завтра. Поэтому я бы не стал делать подобные прогнозы по поводу 170 миллиардов, которые лежат мертвым грузом. Завтра может оказаться, что не только эти средства будут востребованы, но возникнет необходимость в новых». К тому же нельзя забывать, что после 2008 года, когда у России появится новый президент, а с ним, возможно, и другое правительство, новоиспеченные чиновники могут по-новому посмотреть на эту задачу.