Российские банки работают на 65–70% от максимально возможной эффективности и обгоняют банки Восточной Европы. Подобные или чуть более высокие показатели – у лидирующих в Европе банков Германии и Нидерландов. Эти выводы озвучили экономисты Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, в ходе презентации своего исследования по результатам анализа отчетности ста крупнейших российских банков.
В отличие от других стран лидерами российского банковского сектора по эффективности стали не частные, а государственные и квазигосударственные банки. Их успех обусловлен высоким уровнем господдержки, которая обеспечивает стабильность и надежность, дешевые длинные деньги, устойчивость клиентской базы и прочие конкурентные преимущества, отсутствующие у частных банков. При этом в проигрыше оказываются банки с большой филиальной сетью, в то время как за рубежом как раз сетевые банки имеют наибольшую эффективность.
Одним из ключевых факторов влияния на прибыльность банка авторы исследования назвали «концентрацию собственности». Как оказалось, банки, принадлежащие одному лицу или малочисленной группе собственников, работают хуже, чем банки с множеством акционеров. Кроме того, из-за низкой конкуренции на местных рынках региональные банки оказались эффективнее столичных. В результате портрет идеального банка по результатам исследования выглядит так: «региональный банк, активно работающий на рынке ценных бумаг, с небольшим штатом специалистов и принадлежащий нескольким собственникам, каждый из которых владеет не более 20% акций».
С этими выводами не согласен первый вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Александр Хандруев. По его словам, дробление собственников нередко носит искусственный характер. «Многие собственники действительно стараются оформить капитал банка не менее чем на пятерых акционеров. Но это связано не с рыночными причинами, а с регулирующим законодательством: покупка пакета в 20% и ниже носит уведомительный характер, в то время как на операции с большим пакетом требуется разрешение Банка России», – отметил функционер.