Собирать дань с паркующихся москвичей хотели бы многие.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера столичное Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) вмешалось в борьбу конкурирующих за контроль над всеми платными парковками столицы структур. Оно признало департамент транспорта и связи правительства Москвы виновным в нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» и обязало его до 27 марта исправить нарушения, связанные со стремлением передать этот выгодный бизнес в одни руки.
Основанием для возбуждения дела послужило обращение некоммерческой организации «Ассоциация платных парковок», которая возмутилась тем, что департамент все платные парковки, закрепленные за уполномоченными организациями, передал одной управляющей фирме – коммерческой организации ОАО «Мосавтолегтранс». В результате ГУП «Городская служба платных парковок», подведомственная департаменту транспорта, стало отказывать компаниям в субаренде земли и праве эксплуатировать обустроенные парковки. ФАС отмечает, что из текста распоряжения мэра Москвы «О выборе управляющей компании» вовсе не следует, что эта компания будет заниматься исключительно эксплуатацией и установкой паркоматов и организацией работы системы безналичной оплаты за пользование парковками. И уже тем более, что делать она это будет практически монопольно. В связи с этим ФАС обращает внимание городских властей на ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам исполнительной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. В итоге московское УФАС предписало департаменту транспорта и связи столичного правительства устранить выявленные нарушения и «обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к эксплуатации парковочных объектов, входящих в состав единого парковочного пространства города Москвы до 27 марта 2007 года».
Впрочем, как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, одними решениями антимонопольного ведомства проблему платных парковок в Москве не решить. Более того, до сих пор величину парковочного бизнеса точно оценить невозможно. Можно лишь предположить, что речь идет о миллиардах рублей в год. По крайней мере столичное правительство ожидает, что с увеличением к 2010 году общего числа платных парковок в 40 раз – до 160 тысяч, ежегодный ожидаемый доход составит 7–8 млрд. рублей. Однако наличие конкурентов в распределении этих активов, по всей видимости, не предполагается.
Как отметил в беседе с «НГ» депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин, он лично неоднократно пытался выяснить объем средств, вращающихся в этой сфере бизнеса, но без особого результата. «От меня и моих запросов бегали, едва услышав суть проблемы, а некоторым активистам нашего движения, пытавшимся самостоятельно докопаться до истины, даже угрожали, – отметил депутат. – Естественно предположить, что речь идет о крупной сумме, порядок цифр в которой определить очень сложно, иначе не было бы таких проблем┘» Впрочем, как отмечает Похмелкин, одними распоряжениями ФАС проблему не решить – здесь требуется совокупность действий как властей, так и общественности и СМИ.