Наконец стало ясно, откуда и в каком количестве предприятия оборонного комплекса страны будут получать средства на свое развитие в ближайшие два-три года и на период до 2015 года. Как заявил вчера, открывая заседание Военно-промышленной комиссии (ВПК), первый вице-премьер Сергей Иванов, эти средства на 40% будут обеспечены внебюджетными поступлениями. В абсолютных цифрах это составит 201 млрд. руб. Основной фундамент этих средств, считает Иванов, – целевые отчисления самих предприятий от прибыли. Мол, так заложено в Федеральной целевой программе (ФЦП) реформирования российского оборонного комплекса на 2007–2010 годы и на период до 2015 года.
Конкретные данные ФЦП по финансированию оборонки вчера были обнародованы впервые. Ясно, что на программу планируется выделить полтриллиона рублей. Это немного – почти в 10 раз меньше суммы, запланированной на этот же срок в госпрограмме вооружений.
Очевидно, государство надеется, что развиваться предприятия оборонки должны за счет диверсификации – за счет самих себя. Правда, даже спустя 15 лет после распада СССР сделать это им будет трудно. Ведь предприятия ОПК сегодня по-прежнему составляют в РФ основу гражданских секторов экономики в наукоемкой высокотехнологичной машиностроительной продукции. И, по данным первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, доля военной продукции в них в среднем составляет не менее 55%. Для сравнения, в европейских странах и США доля оборонки на предприятиях составляет не более 20–25%. При этом Путилин говорит о том, что «средний уровень загрузки оборонных предприятий до недавнего времени не превышал 15%, износ их основных фондов достиг 70%, а средний возраст работающих составил более 55 лет».
Сергей Иванов заявил, что определение параметров внебюджетного финансирования не означает, будто государство отказывается от поддержки предприятий ОПК. Как пояснил первый вице-премьер, это касается, во-первых, «кредитов и займов на диверсификацию и модернизацию производства, а также создания конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего рынка». Во-вторых, по словам Иванова, «это система активизации лизинга высокотехнологичной наукоемкой продукции организаций ОПК». В-третьих, «это расширение системы заказов продукции оборонки для государственных нужд, в первую очередь гражданских, в том числе в рамках реализации национальных проектов, и прежде всего медицинского оборудования».
Но есть и в-четвертых. И это уточнение показательно: как утверждает первый вице-премьер, «предприятия должны направлять часть прибыли от военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на собственное перевооружение и выполнение гособоронзаказа». Вкупе с упоминанием о сорокапроцентном «самофинансировании» ОПК такая мера – прямое указание предприятиям, как им использовать внебюджетные средства. Конечно, государство вправе требовать от оборонки модернизации производства – но стоит ли при этом признаваться, что по большому счету спасение утопающих остается делом рук самих утопающих?