Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ) заявляет о намерении более пристально контролировать сделки российских граждан с крупной наличностью. Выступая вчера на конференции «Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», глава ФСФМ Виктор Зубков объявил о новых планах своего ведомства на этом направлении. В полномочия финансовой разведки и сегодня входит мониторинг операций с суммами больше 600 тыс. руб. Но при условии, что сделка клиента с использованием наличных денег, помимо самой суммы, подпадает под критерии, описанные в Законе № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Теперь же исключений не сделают ни для кого.
«Мы ставим вопрос, чтобы вся информация об операциях с наличными средствами свыше 600 тысяч рублей поступала к нам», – заявил чиновник. Он также пояснил, что его ведомство добивается принятия в этом году закона, в котором были бы закреплены эти новые полномочия. Подготовленный финразведкой законопроект сейчас отрабатывается межведомственной комиссией по отмыванию преступных доходов и подготовлен для внесения в правительство, отметил Зубков и не исключил, что поправки могут быть приняты уже этой осенью.
Сегодня ежедневно Росфинмониторинг предоставляет в ЦБ РФ сводную информацию о принятии банками мер в отношении подозрительных операций и операций, подлежащих обязательному контролю. Фактически функции ведомства Зубкова состоят в подготовке ежедневных отчетов для ЦБ о том, как каждый банк исполняет законодательство в части противодействия отмыванию. Сам мониторинг готовится на основе поступающих от банков сообщений о сделках клиентов. Только в 2006 году разведчики получили от кредитных организаций 6 млн. сообщений, из которых 4 млн. поступали как сообщения о подозрительных операциях. В то же время Зубков посетовал, что зачастую организаторами «схем» по отмыванию и прочим теневым операциям выступают именно банки: «Наш анализ показывает, что произошел резкий рост числа кредитных организаций, которые специализируются на предоставлении теневых финансовых услуг с использованием большого количества подставных фирм». Услуги такого рода заключаются в уходе от уплаты налогов, таможенных пошлин, незаконного возмещения НДС, вывоза капитала и т.д. Кроме того, Зубков в очередной раз опроверг слухи о том, что его ведомство собирается расширить свои полномочия. «Росфинмониторинг никак не претендует на надзорные функции Банка России, – подчеркнул Зубков. – ЦБ сам в состоянии их осуществлять┘»
Однако опрошенные «НГ» эксперты не сомневаются, что высказанные инициативы являются одним из элементов усиления контроля банков со стороны государства. При этом новые поправки, учитывая специфику работы ведомства Зубкова, вряд ли смогут повлиять на ситуацию с «отмыванием». «Я сомневаюсь, что Дума примет этот законопроект, так как нынешняя редакция закона достаточно корректна и вполне справляется с функцией борьбы с отмыванием «грязных» денег», – считает вице-президент Бинбанка Александр Мякенький. По его словам, с появлением этого закона банкам будет проще отчитываться, так как под надзор разведки будут попадать все операции свыше прописанной суммы. Однако это увеличит документооборот между коммерческими организациями и государством и сулит банкам дополнительные издержки. В то же время есть мнение, что усиление функций финансового мониторинга, наоборот, банкирам только поможет. «В интересах банка сообщать о таких сделках, – считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Денис Мухин. – Часто бывает так, что банк по закону не мог отказать в открытии счета, а спустя время из-за действий такого «нежелательного клиента» он в ходе проверки лишался лицензии┘»