Министр финансов Алексей Кудрин объяснил в пятницу планы своего ведомства относительно распределения и расходования нынешних и грядущих сверхдоходов, поступающих в казну от экспорта энергоносителей. По словам Кудрина, в ближайшее время будут подготовлены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие разделение доходов бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые. Все поступления от нефтегазового сектора будут распределяться по трем частям: на трансферт для финансирования текущих расходов бюджета, а также на пополнение Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Отметим, что идею выделения нефтегазовых доходов в отдельные фонды одобрил в Бюджетном послании президент России.
С оглашением новой концепции распределения нефтегазовых доходов оказалась решена судьба нынешней их «копилки» – Стабилизационного фонда. Чиновники пришли к выводу, что со своей основной задачей – стерилизацией избыточной денежной массы – он справился и теперь подлежит реформированию. На базе Стабфонда решено создать Резервный фонд, который будет задействован для покрытия бюджетного дефицита в случае значительного снижения цен на нефть. Размеры Резервного фонда, по замыслу Кудрина, должны быть на уровне 7–13,5% ВВП – то есть примерно такими же, как и у нынешнего Стабфонда, – около 2,7 трлн. руб. В случае, если цена нефти на мировом рынке рухнет ниже 30 долл. за баррель, этого запаса должно хватить на покрытие бюджетных издержек в течение трех лет.
Доходы сверх поступлений в Резервный фонд будут накапливаться в Фонде будущих поколений. Как будут тратиться эти средства, пока неизвестно, но распечатать этот фонд планируется лишь после того, как будет использован Резервный фонд. Накопления Резервного фонда будут инвестироваться в высоконадежные, но низкодоходные инструменты, с тем чтобы в случае необходимости можно было бы быстро «вытащить эти средства», как выразился Кудрин. Это соответствует концепции формирования нынешнего Стабфонда.
В свою очередь, средства Фонда будущих поколений будут вкладываться более диверсифицированно, в частности в корпоративные облигации с высокими рейтингами.
По словам главы Минфина, в ближайшее время можно использовать около 4% ВВП нефтегазовых доходов из тех 11,7%, которые были получены по итогам 2006 года. В то же время на эти 4% сильно обольщаться не стоит, поскольку в ближайшее время доля нефтегазовых доходов будет сокращаться – как из-за снижения цены на нефть, так и из-за снижения доли нефтегазового сектора в экономике. По данным Минфина, при изменении цены на нефть по сравнению с ранее запланированной в бюджете, в 2007 году доля нефтегазовых доходов в общей доле доходов снизится более чем на 3% – с 11,7 до 8,5% ВВП. «Такая волатильность не позволит нам на них рассчитывать», – подчеркнул чиновник. К тому же темпы роста сектора в ближайшие годы не превысят 2% в год, в то время как остальная экономика будет расти примерно на 6%.
Отметим, что идея разделения сверхдоходов на два фонда родилась в результате своеобразного компромисса между Минфином, выступавшим против расходования Стабфонда на какие-либо цели, кроме как на покрытие возможного бюджетного дефицита, и МЭРТом. Ведомство Германа Грефа, призванное решать задачи развития страны, предлагало инвестировать часть сверхдоходов в приоритетные экономические проекты. В случае, если Фонд будущих поколений можно будет вкладывать в корпоративные бумаги, не исключено, что часть этих средств может пойти на выкуп допэмиссий крупнейших корпораций типа «Газпрома» или компаний, создающихся на базе РАО «ЕЭС», которые, в свою очередь, смогут пустить эти средства на развитие энергетической инфраструктуры страны.
Опрошенные «НГ» эксперты достаточно позитивно оценили последние изменения. Как отметил противник «распечатывания» Стабфонда, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, нельзя забывать о том, что снижение численности трудоспособного населения при одновременном увеличении числа пенсионеров в России будет идти нарастающими темпами, что создаст сложности для бюджета. «С этой точки зрения идея Фонда будущих поколений – вполне здравая, – отметил эксперт. – Это некая система гарантий предстоящих рисков».