Рынок автокредитования пока далек от насыщения. По прогнозам автопроизводителей, спрос на машины в ближайшие несколько лет будет расти. А о насыщении рынка, по мнению банковских экспертов, можно говорить, когда в кредит будет продаваться до 70% автомобилей. Сегодня в Европе этот показатель составляет 80%, а у нас пока около 40%. По прогнозам экспертов Сбербанка России, к 2010 году доля машин, приобретаемых в кредит, может перевалить за 45%. «Рынок автокредитования в ближайшие годы будет одним из наиболее перспективных сегментов бизнеса и в течение ближайших четырех лет может достигнуть 27 млрд. долл.», – сообщили «НГ» в Сбербанке. При этом факторов, серьезно тормозящих его развитие, сейчас не наблюдается. Пожалуй, единственное препятствие на пути развития именно российского рынка автокредитования, – это отсутствие регистрации залога транспортных средств. Решение этого вопроса (путем законодательного закрепления обязательств регистрировать договор залога), по словам экспертов Сбербанка, могло бы стимулировать развитие этого вида банковской деятельности.
По мнению экспертов Московского кредитного банка, в этом году на рынке будут прослеживаться уже сложившиеся тенденции: снижение требований к заемщикам, активное развитие спецпрограмм, смягчение условий кредитования. «Например, в 2005 году кредиты предоставлялись на срок до 3 лет, в 2006 году – до 5 лет, в 2007 году такой срок вырастет до 6–7 лет. Увеличение максимального срока, на который можно получить автокредит, приводит к снижению ежемесячного платежа и позволяет банку расширить круг своих клиентов за счет привлечения заемщиков с меньшим уровнем дохода», – считает директор департамента розничного кредитования МКБ Елена Хоркина.
Что касается процентных ставок, то они вряд ли будут существенно снижаться. Сегодня в среднем по рынку они составляют 9–11% в валюте и 10–12% в рублях. «Ставки по автокредитованию в настоящее время практически достигли своего минимума. В ближайшее время при отсутствии дотаций со стороны дилеров и производителей они скорее всего останутся на том же уровне», – считает начальник управления кредитования «Межпромбанк плюс» Тамара Иванова. Снизить затраты заемщиков, по мнению экспертов, возможно будет только в рамках совместных программ банков с производителями автомобилей или автодилерами. «Данный тип спецпрограмм наиболее привлекателен для клиента, поскольку продавец предоставляет скидки со стоимости автомобиля, и эффективная ставка по кредиту для клиента становится ниже 9% в валюте», – уточняет Елена Хоркина. Не случайно именно такие программы пользуются наибольшим спросом у населения. «Это связано с привлекательными условиями таких кредитных программ, а также с большим доверием потребителей к программам, в которых участвуют производители известных автомобильных марок», – считает Тамара Иванова.
Эксперты прогнозируют, что в этом году будет также развиваться система рефинансирования автокредитов, которая позволит банкам увеличить объемы выдаваемых кредитов, а клиентам сэкономить на выплате процентов. Ожидается, что московские банки активнее устремятся в регионы. Собственно, этот процесс уже наблюдается. «В связи с тем, что в Москве очень высокая конкуренция среди банков, они начинают выходить в регионы. Там открываются филиалы московских банков», – уточняет Тамара Иванова.