В отличие от Сергея Иванова последние перестановки в правительстве не сулят Дмитрию Медведеву ничего хорошего.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В негласном соперничестве двух первых вице-премьеров, которых сейчас рассматривают в качестве наиболее вероятных преемников Владимира Путина на посту президента России, Сергей Иванов значительно обошел прежнего лидера – Дмитрия Медведева. В результате последнего перераспределения полномочий в правительстве, о котором премьер Михаил Фрадков объявил 24 февраля, экс-министр обороны сосредоточил под собой в полтора раза больше финансовых потоков, чем Медведев.
Несмотря на то что окончательно передел сфер влияния будет зафиксирован только в марте, уже сейчас видно, что финансовое влияние Сергея Иванова значительно превосходит сферу финансовой ответственности Дмитрия Медведева.
Для этого достаточно сложить бюджеты подведомственных обоим первым вице-премьерам министерств и ведомств, а также подконтрольные им бюджетные проекты и программы.
Экс-министр обороны, по словам Фрадкова, «будет курировать все то, что мы называем реальной экономикой, включая военно-промышленный комплекс, на который делается серьезная ставка в диверсификации экономики, придании ей инновационного характера». В частности, в сферу его ответственности вошли промышленность, транспорт, наука, связь, правоохранительная и оборонная деятельность, атомная и космическая сферы. Если же говорить языком цифр, то если раньше Иванов курировал только потоки оборонного ведомства, оцениваемые в 500–600 млрд. рублей, то теперь под его контролем оказались в два раза большие суммы (см. таблицу).
Сфера ответственности другого первого вице-премьера – Дмитрия Медведева – также существенно расширилась: помимо приоритетных нацпроектов он получил в свое ведение весь социальный сектор экономики, что увеличило подконтрольные ему финансовые потоки с 240 млрд. рублей, выделяемых в этом году на приоритетные нацпроекты, до 835,9 млрд. рублей. Вроде бы его финансовое влияние увеличилось даже больше, чем у Иванова, – в 3,5 раза. Однако, учитывая качество перераспределенных сфер, это обстоятельство для Медведева – слабое утешение. У экс-министра обороны наряду с увеличением подконтрольных ему финансовых потоков произошло резкое улучшение качественных позиций, в то время как качество переведенных в сферу ответственности Медведева новых сфер оставляет желать лучшего. После ухода с поста главы Минобороны имя Сергея Иванова больше не будет связываться с армейским негативом типа «дела Андрея Сычева», что способно радикально улучшить его имидж. Кроме того, он с полным основанием сможет приписать себе любые успехи, которых добьются ВПК и российская промышленность.
В то же время Медведеву трудно позавидовать – ему в числе прочих достались «коррупционно опасные» здравоохранение, социальная политика, сельское хозяйство и жилищно-коммунальный комплекс, а также заведомо провальная демография.
Справедливости ради отметим, что в правительстве еще есть резерв для усиления и качественного улучшения позиций обоих первых вице-премьеров. В новом раскладе основные финансовые потоки отданы под контроль простым вице-премьерам – Александру Жукову и Сергею Нарышкину. Первый контролирует все бюджетные потоки, а это без малого 7 трлн. рублей и Стабфонд – плюс еще более 2 трлн. рублей. В сферу его ответственности отнесены финансовая и кредитно-денежная политика, а также управление госдолгом и финансовыми активами РФ, ему предстоит заниматься «разработкой основных направлений социально-экономического развития РФ» и «разработкой и реализацией налоговой политики». Плюс законопроектная деятельность, бюджетные и межбюджетные отношения и миграционная политика.
Другой вице-премьер – Сергей Нарышкин – формально выглядит наименее финансово весомым из всех замов Фрадкова. В его непосредственном распоряжении на первый взгляд всего лишь несколько миллиардов рублей расходов на аппарат правительства и 40 млрд. рублей, выделяемых на чрезвычайные ситуации и гражданскую оборону. Ему поручено также нести ответственность за внешнеэкономические связи, отношения со странами-соседями. Нарышкину будет подчиняться комиссия по экономической интеграции со странами ЕС и СНГ. Однако ограниченным его финансовое влияние выглядит лишь на первый взгляд. В руках Нарышкина сохраняется мощный административный ресурс – продолжая управлять аппаратом правительства, он будет контролировать выполнение его решений. Так что и Иванов, и Медведев формально подотчетны именно Нарышкину.
Финансовые потоки, подчиненные первым вице-премьерам | |||
═ |
Ведомство |
Бюджет (млрд. руб.) |
Итого (млрд. руб.) |
---|---|---|---|
Сергей Иванов |
Минобороны |
560 |
1275 |
Минпромэнерго |
53,5 |
═ | |
ФА по атомной энергии |
39 |
═ | |
Росрезерв |
5,5 |
═ | |
Минтранс и подчиненные ему ФА |
200 |
═ | |
Роскосмос |
33 |
═ | |
МВД |
282 |
═ | |
ФСИН |
102 |
═ | |
Дмитрий Медведев |
Минздравсоцразвития |
21,7 |
835,9 |
ФА ЖКХ |
100 |
═ | |
Минсельхоз |
68 |
═ | |
Нацпроекты |
240 |
═ | |
ФА по здравоохранению и соцразвитию |
127,3 |
═ | |
Минрегион |
12,6 |
═ | |
РАН |
36 |
═ | |
ФА по образованию |
205 |
═ | |
Минобрнауки |
2,3 |
═ | |
ФА печати и массовых коммуникаций |
23 |
═ |