Роман Абрамович усилил свои позиции на металлургическом рынке.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Во вторник вечером Еврокомиссия разрешила российскому холдингу Evraz Group, более 40% акций которого принадлежат подконтрольной Роману Абрамовичу Millhouse Capital, купить мирового лидера по добыче ванадия и выпуску феррованадиевых сплавов – южноафриканскую компанию Highveld Steel and Vanadium. Несмотря на то что европейские чиновники обусловили эту сделку требованием выделить ванадиевое производство в отдельную независимую компанию, сделка может быть крайне выгодной для российских металлургов. С учетом уже имеющихся мощностей Evraz может сосредоточить у себя до 70% производства ванадия.
Заявку на увеличение доли в капитале Highveld с 24,9 до 79% Evraz подал в январе, планируя потратить на покупку около 700 млн. долл. В настоящее время Highveld производит 1 млн. тонн стали в год, что по мировым меркам крайне мало. Зато на ее предприятиях сосредоточено около 25% мирового производства ванадия и сплавов.
Интерес к сделке со стороны Европы не случаен, поскольку Highveld владеет подпадающим под юрисдикцию Еврокомиссии австрийским предприятием Hochvanadium. В итоге антимонопольное ведомство ЕС пришло к заключению, что объединенная компания с совокупным производством стали в 15 млн. тонн в год не повредит конкуренции на европейском рынке черных металлов. В то же время оно посчитало, что сделка «создаст соблазн для объединенного концерна попытаться сократить мировое производство ванадия для повышения цены на него». Чтобы этого не произошло, Evraz должен выделить в независимую компанию часть производственной структуры Highveld, выпускающей ванадий и его сплавы. В частности, это касается месторождения ванадия Mapoch и заводов по производству окиси и продукции из ванадия, расположенных в Южной Африке, а также 50-процентного пакета акций в СП по выпуску феррованадия SAJV, организованном Highveld с японскими партнерами.
Несмотря на выдвинутые ограничения, Evraz вполне может сосредоточить в своих руках две трети мирового производства ванадия. «Условия, которые выдвигает Еврокомиссия, – обычная практика при слиянии крупных компаний, – говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов. – При объединении Arcelor с Mittal Steel также несколько предприятий по требованию комиссии были либо проданы, либо выделены. Что же касается Evraz, то, учитывая его собственные мощности и нынешнее приобретение, получится компания, которая сможет контролировать около 70% мирового производства ванадия, так что европейцы просто не могли обойти эту сделку своим вниманием». Впрочем, отмечает аналитик, холдинг может вывести часть своих западных активов, назвав их, например, Evraz Vanadium или как-то в этом духе. «Таким образом, все необходимые формальности будут соблюдены, поскольку де-юре предприятие будет независимым», – отмечает Парфенов.
В то же время монополия на рынке ванадия вряд ли сильно угрожает потребителям этого металла. «Рынок ванадия по-своему уникален в силу того, что круг его потребителей довольно сильно ограничен, – считает Парфенов. – При росте цен на этот металл его всегда можно заменить другим элементом, например ниобием». Для Evraz, который и до этого недостатка в ванадии не испытывал, новое приобретение – некий положительный штрих, который наверняка понравится инвесторам, отмечают эксперты. В любом случае будет какой-то синергетический эффект от консолидации активов, правда, оценить его в настоящее время довольно сложно.
Мировое производство ванадия
Каждый год в мире потребляется около 45 тыс. тонн ванадия, главным образом в качестве легирующей присадки при производстве нержавеющих и высокопрочных сталей. В сплавах с титаном и алюминием он, в частности, применяется в производстве авиационных двигателей и авионики, а также в ядерной промышленности. Объем мирового рынка в прошлом году оценивался примерно в 3,2 млрд. долл.