Проблема модернизации экономики стала ключевой на прошедшем в понедельник заседании президиума Госсовета. Первый вице-премьер Сергей Иванов предложил в качестве модели оборонно-промышленный комплекс (ОПК).
Перед началом заседания Сергей Иванов сообщил, что по итогам 2006 года оборонные отрасли опережают остальные сектора. По его словам, в то время как в целом рост промышленного производства составил 4%, в среднем по ОПК он был более чем в два раза выше – около 10%. Отдельные отрасли оборонки показали еще более выдающиеся результаты. В частности, в авиапроме рост производства составил 25%, в ракетно-космической отрасли – 14%, в производстве вооружений – 8,7%, боеприпасов, спецхимии – 10,7%, в радиоэлектронном комплексе - 15,3%. Отметим, что некоторые эксперты полагают, что сами по себе цифры роста в ценовом выражении без сравнения с ростом физических объемов не показательны.
С нескрываемой гордостью первый вице-премьер также доложил о том, что оборонщики все активнее осваивают рынок гражданской продукции. Ее доля на отдельных предприятиях оборонки уже доведена до 50%. В связи с этим он посоветовал перенести те меры стимулирования, которые оправдали себя в ОПК, и на гражданский сектор.
Впрочем, вряд ли эти рецепты будут столь же успешны в случае их тиражирования на другие отрасли. Статистические успехи оборонки объясняются не столько ростом ее эффективности, сколько предыдущим обвалом производства, после которого даже небольшое оживление кажется экономическим чудом. Так, например, рост авиапрома на 25% во многом объясняется микроскопическими объемами выпуска. По данным Минпромэнерго, российская оборонка за весь 2006 год выпустила всего 26 самолетов, в то время как советский авиапром ежегодно строил по 350–400 самолетов. Стоит авиастроителям получить дополнительный заказ на десяток машин – и можно говорить чуть ли не об удвоении производства.
По данным Минпромэнерго за прошлый год, «гражданское производство в большинстве отраслей ОПК развивалось нестабильно». В частности, по этому показателю не достигнут уровень 2005 года в радиопромышленности и промышленности средств связи. Да и в производстве вооружений рост отмечен далеко не везде. Так, в судостроении за год выпуск сократился почти на 16%.
Определенный скепсис в отношении бюджетной поддержки инноваций в оборонке продемонстрировал и президент России Владимир Путин. В ответ на предложение компенсировать затраты предприятий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) президент посоветовал «подходить к этому аккуратно». «Сергей Борисович Иванов приложил огромные усилия, чтобы сократить НИОКРы┘ Годами это все тянется, а результат – ноль, денег тратим огромное количество», – отметил Путин.
Впрочем, не исключено, что отдельные методы, опробованные на ОПК, будут распространены и на другие отрасли. Путин предложил разработать меры по субсидированию расходов по кредитам для расширения выпуска высокотехнологичной продукции. «Что это будет: авиация, судостроение или что-то другое, это должно решить правительство», – заявил президент. Еще одним инструментом промышленной политики должны стать инвестиционные соглашения между государством и бизнесом по принципу – льготы в обмен на выпуск высокотехнологичной продукции. Правительству также поручено разработать комплекс мер по увеличению экспорта машинно-технической продукции гражданского назначения. Не исключено, что в эти меры также войдут механизмы, задействованные в ходе господдержки ОПК.