Алексей Миллер обдумывает планы «Газпрома» на Украине.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Геополитическое соперничество России и Польши за наиболее привлекательные экономические активы Украины вступило в новую фазу. Москва и Варшава начали с Киевом переговоры о получении контроля над магистральными газопроводами и нефтепроводами Украины, по которым Европа снабжается энергоносителями из России и стран Центральной Азии.
В субботу министр топлива и энергетики Юрий Бойко в интервью украинскому изданию «Зеркало недели» сообщил о готовности Киева допустить российские компании к украинским газораспределительным сетям, но не к магистральным газопроводам и нефтегазовому Азово-Черноморскому шельфу. Накануне эти вопросы он обсуждал в Москве с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером. Сообщения о переговорах в Москве совпали по времени с заявлением ОАО «Укртранснафта», оператора нефтетранспортной системы Украины, о том, что Варшава представила в Киев проект межправительственного соглашения о транспортировке каспийской нефти по маршруту Одесса–Броды–Плоцк, согласно которому польская компания Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych (PERN) Przyjazn S.A. должна получить первоочередное право на покупку в ходе приватизации акций «Укртранснафты». Иными словами, поляки хотят взамен за достройку и запуск нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк получить контроль над всеми магистральными трубопроводами Украины, включая «Дружбу».
Отметим, что вопрос о передаче в совместное управление с российской компанией украинских газопроводов обсуждается в связи с горячим желанием Киева получить допуск к разработке российских газовых месторождений. В четверг в ходе предшествовавшего переговорам телеэфира Юрий Бойко заявил, что украинская сторона должна получить доступ к газовым ресурсам России на том основании, что «Газпром» через СП «УкрГазЭнерго» участвует в реализации газа на Украине. «Я знаю о договоренности нашего премьер-министра с руководством РФ об участии Украины в добыче газа на территории России... взамен на то, что сейчас работает совместное предприятие на украинском рынке. Этого достаточно», – сообщил министр. По его словам, аналогичным образом отношения с «Газпромом» выстраивает германская нефтегазовая компания Wintershall AG.
В то же время Москва, после того как в декабре удалось добиться от Минска согласия о передаче «Газпрому» в обмен на льготные цены на газ половины «Белтрансгаза», по трубопроводам которого российский газ транспортируется в Европу по территории Белоруссии, заинтересована в осуществлении аналогичного шага в отношении украинских магистральных газопроводов. В этом случае под контролем Москвы окажутся все транзитные газопроводы из России в Европу. 1 февраля президент Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции заявил, что Россия готовит для Украины «революционное» предложение относительно создания газотранспортного консорциума. Он сообщил, что речь идет об объединении активов, а также о возможности вхождения Украины в «добычные активы в России». Несмотря на то что президент не конкретизировал суть предложений, эксперты их расценили как попытку получить украинские магистральные газопроводы в обмен на добывающие активы в России. Не исключено, что предложения Бойко о готовности обменять лишь газораспределительные сети не устроят Москву, которая добивается большего.
Впрочем, отвергать возможности обмена газораспределительных сетей Украины на отдельные добывающие активы в России нельзя. «Разумеется, магистральная труба, как гарантия экспорта, гораздо важнее, – отметил руководитель аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Но если с финансовой точки зрения выход к конечному потребителю окажется выгодным, «Газпром» может пойти на обмен активами – конечно, рынок некогда братской республики не такой большой, как в Европе, но все-таки существенный».
Данную точку зрения разделяет и начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Он считает, что в будущем, когда войдут в строй обходные проекты, такие как Nord Stream, важность магистрального газопровода через Украину может снизиться или вообще потерять свое значение. «Участие же Украины в добыче газа на российской территории каких-либо преференций в вопросе цены ей не принесет, – говорит аналитик. – По одной простой причине: они не получат контроль ни в одном месторождении, а без этого влиять на цену невозможно».
Что же касается вопроса о возможной приватизации Польшей «Укртранснафты», то, как отмечают эксперты, эта ситуация является «геополитической загогулиной». «Хотя президент Ющенко традиционно и расположен к Польше, данный вопрос слишком серьезен», – считает Разуваев. В свою очередь, по мнению Шеина, если речь идет о всей украинской нефтепроводной системе, то ее приватизация польской компанией может стать серьезной проблемой в отношениях с Россией, за что «Украина будет нещадно бита». Судя по всему, это понимают и на Украине. Не случайно зампред правления «Укртранснафты» Игорь Горобец в ходе состоявшейся в пятницу встречи с эмиссаром Еврокомиссии Фаузи Бенсарсой проинформировал его о том, что предложения польской стороны противоречат ранее достигнутым договоренностям и могут привести к существенному замедлению переговорного процесса о достройке нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк.
Что хотят приватизировать поляки
ОАО «Укртранснафта» – оператор нефтетранспортной системы Украины – эксплуатирует системы магистральных нефтепроводов «Дружба» и Приднепровские магистральные нефтепроводы, а также трубопровод Одесса–Броды. Все 100% акций ОАО принадлежат НАК «Нафтогаз Украины». Нефтетранспортная система страны, находящаяся в эксплуатации ОАО «Укртранснафта», включает в себя 18 нефтепроводов общей длиной 4569 км, 51 нефтеперекачивающую станцию (НПС), 11 резервуарных парков общей емкостью 1010 тыс. кубометров. Работу НПС обеспечивают 176 насосных агрегатов общей мощностью электродвигателей 356,9 тыс. кВт.