Вашингтон не оставляет попыток ослабить влияние России в Центральной Азии и зависимость Европы от поставок энергоносителей через российскую территорию. Вчера в Астане прошла пресс-конференция представителей находящейся сейчас в Казахстане американской делегации во главе с заместителем госсекретаря по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Дэниэлом Салливаном, на которой было открыто заявлено, что одним из основных вопросов на переговорах с руководством Казахстана стала диверсификация маршрутов транспортировки добываемых в этом регионе нефти и газа.
«Мы будем фокусироваться на нескольких разных вариантах экспортных маршрутов», заявил Салливан. По его словам, «речь идет не только об обсуждении маршрутов, идущих в обход России». Сделав вежливый реверанс в сторону Москвы, заместитель госсекретаря сразу добавил, что существующие маршруты транспортировки углеводородов через территорию России уже наполнены и не позволяют прокачивать дополнительные объемы. В то же время «в ближайшие годы Казахстан значительно нарастит производство нефти, поэтому сегодня и стоит вопрос о диверсификации экспортных маршрутов Казахстана». В ходе пресс-конференции Салливан также назвал очень своевременным присоединение Казахстана к нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД), против строительства которого долгое время выступала Россия. «Сейчас 100% экспортируемого республикой газа и 90% нефти идет через Россию, что само по себе неплохо, – отметил американский дипломат. – Но почему бы Казахстану не располагать дополнительными маршрутами транспортировки углеводородов».
Поддержал Салливан и планы строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ), по которому казахский газ может пойти в Европу в обход России. По его признанию, «есть надежда, что американские компании, работающие в регионе, посчитают необходимым присоединиться к данному проекту». В свою очередь, помощник Салливана Мэт Брайзер пояснил, что такое решение может быть принято после наращивания производства газа в Казахстане, то есть в ближайшие 5–10–15 лет.
Опрошенные «НГ» эксперты считают проект строительства ТКГ больше политическим, чем экономическим. «Проект ТКГ давно уже висит в воздухе, да и вообще это довольно сомнительное предприятие, – уверен аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. – Неясны источники поставок, строительство технически сложно, поскольку его предполагается вести по сейсмически опасной зоне, плюс пройдет он по территории нескольких государств. А это всегда повышает риски: терроризма, удорожания проекта и т.д.». К тому же в Казахстане нет большого количества газа. В период с 1996 по 2006 год страна нарастила его добычу с 6 млрд. кубометров до 26 млрд. кубометров, а к 2015-му планируется выйти на уровень в 45 млрд. кубометров. Этих объемов недостаточно, чтобы заполнить и окупить дорогостоящий трубопровод. Правда, не исключено, что в перспективе Вашингтон рассчитывает подключить к ТКГ еще и Туркмению, запасы газа которой, по разным оценкам, колеблются от 5 трлн. до 20 трлн. кубометров.
Нынешний визит – далеко не первый вояж столь высоких западных лоббистов в Центральную Азию. В мае прошлого года Астану навещали вице-президент США Дик Чейни и председатель энергетической комиссии ЕС Андрис Пиебалгс. А в августе с подобным визитом, но на этот раз Ашхабад посетил первый заместитель помощника госсекретаря США по вопросам стран Южной и Центральной Азии Стивен Манн, который в период с 1998 по 2001 год, в бытность американским послом в Туркмении, активно лоббировал строительство нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан.
Если в вопросе наполнения ТКГ Астане придется рассчитывать на помощь соседей, то возрастающая добыча собственной нефти и неясность в перспективах строительства второй ветки Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которой казахстанская нефть экспортируется по российской территории в Новороссийск, уже давно поставили перед властями Казахстана вопрос необходимости диверсификации маршрутов.
По планам, к 2015 году Казахстан увеличит добычу нефти с 62 млн. тонн до 150 млн. тонн в год. Не исключено, что значительная часть ее будет направлена на экспорт в обход России. В январе было заключено соглашение между казахской «КазМунайГаз», итальянской Agip и СП «Тенгизшевройл» о создании «Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ)» для поставки на мировые рынки до 38 млн. тонн нефти в год.
Отметим, что после Астаны делегация США посетит Азербайджан, Турцию, Грузию, а затем в Париже примет участие в международной конференции по вопросам энергетики Каспийского региона, где, судя по всему, также будет лоббировать идею транспортировки центральноазиатских энергоносителей в обход России.