Андрею Казьмину приходится оперативно опровергать негативные рыночные слухи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Акции Сбербанка в последние дни стали жертвой рыночных спекулянтов, которые уже дважды небезуспешно сыграли на понижение их цены в преддверии допэмиссии. В пятницу котировки акций Сбербанка упали сразу на 7% после того, как информагентства со ссылкой на анонимные источники, близкие к организаторам размещения допэмиссии, сообщили о том, что цена размещения составит средневзвешенную стоимость за последние три–шесть месяцев. Отметим, что средневзвешенная цена за три месяца составляет около 77 тыс. рублей, а за шесть месяцев – 66,5 тыс. рублей, что на 20% и 40% ниже рыночной цены акций на конец января (93 тыс. рублей), когда после объявления о приеме заявок на SPO и началась игра на понижение.
Любопытно, что сообщение появилось на ленте информагентств в 15.55, и уже через 10 минут после этого глава Сбербанка Андрей Казьмин в прямом эфире радио «Эхо Москвы» публично его опроверг. «Я понимаю, что много желающих и большой интерес к тому, чтобы цена размещения была максимально низкой, но я вас уверяю, что нет никаких решений, тем более за такой продолжительный срок с такими колебаниями. Это абсолютно исключено, что решение будет приниматься на таком неровном историческом отрезке, как последние три месяца, не говоря уже о шести», – заявил Андрей Казьмин. Также он уточнил, что цена размещения допэмиссии акций Сбербанка будет максимально близка к рыночным котировкам акций банка на день принятия решения наблюдательным советом, плюс небольшая премия к рынку. Его слова успокоили инвесторов. К концу торговой сессии на РТС и ММВБ акции Сбербанка почти полностью отыграли семипроцентное падение.
Это уже второе столь крупное падение котировок акций Сбербанка с конца января. С 26 по 30 января акции Сбербанка на РТС уже теряли 9,12% своей стоимости на слухах о том, что цена отсечения при доп-эмиссии будет близка к цене приема заявок – 68 тыс. руб. за акцию. Чтобы исправить ситуацию, потребовалось вмешательство Андрея Казьмина, который опроверг эти слухи и указал на то, что цена размещаемых в ходе допэмиссии акций будет близка к рыночной. В результате за 31 января и 1 февраля котировки выросли на 7,48%.
Комментируя происходящие события, первый зампред Сбербанка Белла Златкис назвала в пятницу происходящее «грубой медвежьей игрой». Биржевые слухи и спекуляции вызвали обеспокоенность и у главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, который открыто высказал свое недовольство по этому поводу и пообещал провести расследование относительно возможного «манипулирования рынком». Также он достаточно жестко выступил и против идеи «народного IPO», под знаком которого проходит размещение этой допэмиссии Сбербанка. Олег Вьюгин считает, что слишком резкий рост спроса на акции со стороны физических лиц может привести к надуванию ценового пузыря, что чревато негативными последствиями для фондового рынка и российской экономики. Это идет вразрез с политикой правительства о проведении «народных IPO» с целью привлечь граждан на фондовый рынок.
Нынешние события показывают, что пока что «народные IPO» не защищены от игр инсайдеров-спекулянтов. «Дело в том, что Сбербанк давно уже считается «перегретым». Его акции очень здорово выросли в самые первые дни года и теперь считаются «зоной, неблагоприятной для покупок», поэтому при малейшей панике и нервозности инвесторы сразу стремятся от них избавиться, чем еще больше нагнетают ситуацию», – говорит аналитик «Атон-лайн» Андрей Верников. По его оценкам, несмотря на все вышеперечисленные факторы, у Сбербанка есть хороший потенциал для роста и к концу года его бумаги могут стоить 115 тысяч рублей за акцию. «Нашим клиентам, имеющим в портфеле акции Сбербанка, мы даем рекомендацию «держать», – отмечает Верников.