Татьяна Голикова ограничила бюджетную самостоятельность дотационных регионов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера правительство приняло за основу изменения в Бюджетный кодекс, которые в числе прочих ужесточают контроль со стороны государства за расходованием федеральных средств, поступающих в регионы. Ограничения вводятся в отношении тех субъектов Федерации, доля федеральных трансфертов в бюджетных расходах которых превышает 20%. Власти этих субъектов Федерации будут обязаны соблюдать «налоговое и бюджетное законодательство и определенную норму расходов на оплату труда госслужащих и содержание органов государственной власти». Иными словами, под контроль федерального Центра попали зарплаты чиновников в этих регионах. Более суровые ограничения вводятся для регионов, доля федеральных дотаций в бюджетах которых превышает 60%. Они вообще утратят всякую финансовую самостоятельность, так как будут обязаны согласовывать любые траты с Минфином.
Выступая с докладом, замминистра финансов Татьяна Голикова отметила, что предстоит большая работа при прохождении соответствующих поправок в Госдуме. По ее словам, над соответствующим законопроектом работа велась с апреля 2004 года. В то же время по окончании заседания она затруднилась уточнить число регионов, на которые распространятся бюджетные ограничения. На вопрос «НГ» о количестве регионов, в которых дотации из федерального бюджета превышают 60%, Татьяна Голикова сообщила, что пока не готова дать детального ответа. «Но их не так много», – заметила заместитель министра.
В то же время, по данным Минрегионразвития, лишь 16 из 87 субъектов Федерации сейчас могут прожить без дотаций из Центра, доля федеральных дотаций в их бюджетах не превышает 10%. А по данным научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, более 60% бюджета формируется за счет дотаций из Центра примерно в десятке регионов. Почти в двадцати регионах доля трансфертов не превышает 20% их бюджетов. Таким образом, получается, что финансовые ограничения распространяются более чем на шесть десятков субъектов Федерации.
Комментируя правительственные нововведения, опрошенные «НГ» эксперты сошлись во мнении, что межбюджетные отношения Центра и регионов рано или поздно пришлось бы корректировать. По мнению ведущего научного сотрудника Института системного анализа РАН, профессора МГУ Ольги Кузнецовой, проблема изначально заключалась в том, что регионам невыгодно снижать собственную зависимость от федеральных трансфертов. «Для того чтобы ее решить, необходимо либо пересмотреть все межбюджетные отношения, проведя радикальную реформу в этой сфере, либо ограничиться косметическими исправлениями, – заявила эксперт. – Судя по всему, правительство выбрало второй путь, но оценить его эффективность пока довольно сложно». По ее мнению, одним из способов решения проблемы мог бы стать переход к системе отрицательных трансфертов по аналогии с германской моделью. «Там при горизонтальном перераспределении доходов налоги между Федерацией и регионами делятся таким образом, чтобы регионам в целом хватало бы средств на выполнение своих полномочий, а далее средства перераспределяются от богатых регионов к бедным, при этом средства из федерального бюджета не поступают, – отмечает Кузнецова. – Богатые регионы отдают в фонд перераспределения определенный процент от превышения доходов над средним по субъектам Федерации, а средства изымаются по прогрессивной шкале. В этом случае регионы-доноры всегда знают, какая часть прироста собственных доходов окажется у них, а какая пойдет на помощь регионам-реципиентам».
В свою очередь, Евгений Ясин считает нынешнее решение правительства логичным, и другого варианта в нынешней ситуации нет. «Можно было бы перейти к германской модели, тем более что в свое время мы ее списывали, – отметил экономист. – Но при нынешней централизации власти других вариантов заставить губернаторов целенаправленно расходовать государственные средства просто не существует».