Россия стремительно теряет монопольные позиции на транзит нефти и газа из стран Каспийского региона. В среду представители казахской госкомпании «КазМунайГаз» заявили о достижении договоренности с представителями Agip и «Тенгизшевройл» о создании «Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ)» для поставки на мировые рынки до 38 млн. тонн нефти в год. Мало того что новый транскаспийский маршрут пройдет в обход России, он вдобавок ухудшит позиции Москвы в попытках заставить участников Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому сейчас нефть с крупнейшего в Казахстане Тенгизского месторождения транспортируется в Новороссийск, увеличить отчисления в пользу России. Ожидается, что новый маршрут будет запущен к 2010–2011 годам.
Как заявил в среду президент «КазМунайГаза» Узакбай Карабалин, новый маршрут «предназначен для экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти с месторождений Кашаган (оператор Agip. – «НГ») и Тенгиз (разрабатывает «Тенгизшевройл». – «НГ») через Каспийское море на международные рынки по маршруту Баку–Тбилиси–Джейхан». Между тем ранее предполагалось, что основная часть возрастающей добычи нефти на Тенгизе будет транспортироваться на европейские рынки через российскую территорию в Новороссийск по второй ветке КТК, которая в случае ее строительства должна увеличить пропускную способность маршрута с 38 млн. тонн, из них 28 млн. приходится на казахскую нефть, до 67 млн. тонн к 2011 году.
Переориентации «Тенгизшевройла» на альтернативный маршрут способствовал обострившийся конфликт с российскими властями, которые соглашаются на расширение мощности КТК лишь при условии увеличения тарифа на прокачку нефти по этому трубопроводу и снижении процентов по кредитам, на которые был построен нефтепровод. Эти решения в случае их принятия увеличат отчисления в российский бюджет, так как повысят прибыльность КТК, 24% в котором принадлежит России.
Во вторник глава Росимущества Валерий Назаров заявил в интервью Интерфаксу, что нынешние условия соглашения по КТК «не отвечают интересам России и ограничивают ее во влиянии на хозяйственную деятельность» консорциума. Он также сообщил, что «кабальные условия» КТК не останутся неизменными «навсегда». По словам Назарова, Россия будет добиваться на собрании акционеров КТК 13–14 февраля «повышения тарифа для нефти каспийского происхождения». До сих пор иностранные нефтедобывающие компании извлекали основные доходы от экспорта нефти за счет минимальных отчислений России за прокачку нефти. Чтобы добиться от КТК хоть каких-то доходов, российская сторона готова была даже объявить его банкротом. В конце прошлого года глава Росэнерго Сергей Оганесян предложил ввести в КТК госрегулирование тарифов, а заодно и рассмотреть возможность банкротства российского участника консорциума ЗАО «КТК-Р». Весной 2006 года Федеральная налоговая служба предъявила КТК налоговые претензии на 4,7 млрд. рублей. Однако появление альтернативного маршрута сильно девальвирует российские козыри.
Пресс-секретарь «КТК-Р» Наталья Трифонова заявила вчера «НГ», что никаких решений о расширении мощности КТК или о его банкротстве не может быть принято до собрания акционеров 13 февраля. В Минпромэнерго, где ранее активно отстаивали позицию России в КТК, вчера отказались прокомментировать «НГ» ситуацию с консорциумом.
В то же время негативная реакция на транзитные планы компаний, добывающих нефть в Казахстане, последовала со стороны Минприроды. «Нас беспокоит периодически появляющаяся информация о якобы готовящихся проектах прокладки трубопровода по дну Каспийского моря, прежде всего направленных на транспортировку углеводородного сырья в обход России», – заявил вчера журналистам заместитель директора департамента госполитики в области охраны окружающей среды Минприроды Амирхан Амирханов.
Эксперты признают, что появление нового транскаспийского маршрутасущественно сокращает «транзитное влияние» России. «Казахстан стремительно наращивает объемы добычи, и дефицит транспортных возможностей России рано или поздно проявился бы», – заявил аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, «проблема заполнения нефтью трубы Баку–Тбилиси–Джейхан» всегда стояла достаточно остро и поэтому Казахстан наверняка испытывал определенное давление перед тем, как принял решение подключиться к турецкому маршруту. Не исключено, что при увеличении объемов транскаспийских танкерных перевозок до уровня свыше 10 млн. тонн Казахстан скорее всего займется строительством постоянного морского нефтепровода».