Федеральная налоговая служба (ФНС) решила нанести удар по двум достаточно популярным схемам ухода от налогов. Чиновники разработали поправки в Налоговый кодекс, запрещающие применять упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налоги в 3–4 раза ниже, чем обычно, компаниям, подряжающим своих сотрудников для работы в более крупных фирмах (так называемый аутсорсинг). Также предлагается запретить применять УСН компаниям, образованным в результате дробления более крупных фирм, не имеющим права на такое снижение налогов. Вчера представители ФНС сообщили, что передали соответствующие предложения в Минфин для последующего их внесения в правительство и парламент.
Упрощенная система налогообложения была введена в 2003 году как способ снижения налогового пресса и стимул для развития малого бизнеса. УСН помогает уменьшить платежи в бюджет, поскольку несколько налогов заменяются единым налогом с дохода со ставкой 6% или налогом с прибыли – со ставкой 15%. При этом вместо единого социального налога (ЕСН), максимальная ставка которого равна 26% фонда зарплаты, упрощенцы могут платить взносы на обязательное пенсионное страхование, максимальный размер которых составляет 14%.
Воспользоваться удобствами упрощенки крупные и средние предприятия могут, разделившись на несколько мелких – с численностью не более 100 человек, со стоимостью основных фондов не более 100 млн. рублей и с доходами не выше 20 млн. рублей (в 2007 году с учетом инфляции не выше – 24,82 млн. рублей). Именно такие ограничения на использование УСН определены налоговым законодательством. Чтобы перекрыть схему «деления бизнеса» для минимизации налогов, чиновники ФНС предлагают запретить упрощенку тем компаниям, которые были созданы в процессе ликвидации или реорганизации других фирм путем разделения или выделения бизнеса.
Схему снижения налогов за счет аутсорсинга, по мнению налоговиков, можно перекрыть за счет учета в составе основной компании и бизнеса ее подрядчиков – так называемых взаимозависимых лиц. Ранее представители Минфина обещали определить формальные признаки «взаимозависимости» к февралю.
Законодательные новации ФНС эксперты оценивают по-разному. «Налоговые схемы с дроблением бизнеса известны давно, но пока я не видел разумных противоядий, поскольку очень сложно отделить правомерное выделение бизнес-функций от налоговых махинаций», – заявил вчера «НГ» глава экспертного совета бюджетного комитета Госдумы Михаил Орлов.
«Основной жертвой борьбы с упрощенкой станет законопослушный средний и малый бизнес, который фактически выталкивается в тень», – считает руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Имея огромный стабилизационный фонд, государство не снижает налоговое бремя, а охотится за легальными налогоплательщиками, которые официально используют упрощенку – удивляется Данилов-Данильян. По его мнению, экономических оснований запрета упрощенки для аутсорсинговых компаний не существует. «На фоне собираемых таможней экспортных доходов эффект от борьбы ФНС с упрощенкой сложно будет рассмотреть», – считает Данилов-Данильян.
Если для малого и среднего бизнеса инициатива ФНС может быть болезненной, то для крупного бизнеса она не таит особых угроз. Для компаний с оборотом около 50 млн. долларов разделение бизнеса грозит потерей репутации, а также проблемами с администрированием компании, поэтому манипуляции с упрощенкой среди больших предприятий практически не встречаются, сообщили «НГ» в юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».