Вчера Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон о туристической деятельности, которые обязывают всех туроператоров обзавестись финансовым обеспечением на случай невыполнения ими взятых перед клиентами обязательств. С 1 июля все туроператоры должны будут заручиться банковскими гарантиями на сумму 500 тыс. руб., если они продают туры только по России, и 5 млн. руб., если они работают с заграницей. С 2008 года сумма гарантий для операторов рынка международного туризма будет повышена до 10 млн. руб. Несмотря на благие декларации разработчиков закона, не факт, что туристам удастся получить возмещение за сорванный или неудавшийся тур.
Принятый закон представители туриндустрии называют сырым. В нем не прописана ни процедура возмещения убытков, ни механизм, позволяющий защитить туристов от неурядиц. Известно только, что последними инстанциями, решающими вопрос о возмещении ущерба туристу, будут сами банки, выдающие фингарантии. Вряд ли они будут особо заинтересованы в покрытии убытков клиентов туркомпаний. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что сумма гарантий одинакова как для мелких, так и для крупных операторов. 10 млн. руб. будет вполне достаточно, чтобы расплатиться за сорванный тур в лучшем случае нескольких десятков туристов. Такая гарантия действенна для мелких туроператоров, если же проблемы возникнут у крупной компании, отправляющей за рубеж десятки тысяч туристов, то 10 млн. может не хватить, чтобы покрыть их претензии в случае возникновения проблем у туроператора с выполнением взятых им обязательств.
Отметим, что до вступления в силу закона туристы оказываются практически беззащитными в случае, если туроператор окажется не в состоянии выполнить обязательства. С 1 января отменено обязательное лицензирование туристической деятельности, служившее пусть и плохой, но все-таки преградой на пути фирм-однодневок в турбизнесе. Так что в ближайшие полгода потенциальным туристам стоит особенно щепетильно подходить к выбору туроператора.
Часть мелких туркомпаний считают, что поправки пролоббировали крупные туроператоры, которые заинтересованы в вытеснении с рынка и поглощении мелких конкурентов, которым фингарантии могут быть не по карману. «Указанные в законе 10 миллионов рублей иногда превышают половину годовой прибыли оператора. Впрочем, вся финансовая нагрузка в конечном счете будет переложена на конечного потребителя услуг – то есть на российских туристов, – говорит президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. – Одна из главных наших претензий к закону касается распространения обязательных гарантий на рынок въездного международного туризма. Дело в том, что в Россию приезжают уже застрахованные от всех неприятностей иностранные туристы и требование дополнительного обеспечения на принимающей стороне кажется нам нелогичным».