На последней встрече Михаил Фрадков и Сергей Сидорский договорились только по нефтяному вопросу.
Фото Reuters
Вслед за газовой и нефтяной войной между Москвой и Минском может разгореться полномасштабная сахарная война. На днях ожидается прибытие в Москву делегации из Минска, которой предстоит обсуждение вопроса ограничения поставок в Россию произведенного в Белоруссии сахара. Решение о необходимости таких ограничений было принято в ходе прошедших в пятницу в Москве под председательством премьеров двух стран Михаила Фрадкова и Сергея Сидорского переговоров, завершившихся урегулированием вопроса с транзитом российской нефти через Белоруссию и разделом экспортной пошлины. В ходе переговоров, как пояснил министр финансов России Алексей Кудрин, была выработана формула, по которой в первые два месяца этого года нефтяная пошлина для Белоруссии будет снижена со 180 до 53 долл. за тонну. В дальнейшем ее решено плавно повышать. В результате Россия сможет компенсировать примерно 1,6 млрд. долл. из ранее ежегодно теряемых 3–4 млрд. долл. При этом, по словам Кудрина, если белорусы «нарушат пункты положения еще раз, то в полном объеме вводятся полные ставки экспортной пошлины». Столь благоприятное решение для белорусов сопровождалось предъявлением им требования ограничить поставки сахара и отменить несколько десятков ограничений для российского бизнеса в Белоруссии.
Переговоры по сахарной проблеме в Москве поручено вести вице-премьеру Белоруссии Ивану Бамбизе, который попытается сохранить максимальные объемы экспорта сахара, который беспошлинно ввозится в Россию. По словам белорусских чиновников, Минск просит выделить для Белоруссии на 2007 год квоту в 400–450 тыс. тонн сахара и при этом увеличивать ее каждый следующий год на 5%. В то же время Москва считает, что квоту следует ограничить 100 тыс. тонн ежегодно. В противном случае в Россию транзитом через Белоруссию и дальше будет беспошлинно поступать более дешевый, чем российский, свекловичный, тростниковый сахар из третьих стран.
Белоруссию в принципе устраивает декларация самоограничений, однако споры вызывает механизм контроля за исполнением взятых Минском обязательств. Российские чиновники не скрывают, что не доверяют белорусским партнерам – особенно после выявления фактов контрабанды тростникового сахара. Да и запрашиваемые Минском экспортные квоты фактически превышают суммарные объемы производства сахара в Белоруссии.
Внутреннее потребление сахара в Белоруссии составляет около 350 тыс. тонн, а собственное производство немногим превышает 400 тыс. тонн. Вместе с тем, по данным «Союзроссахара», объем поставок из Белоруссии в последние годы составляет от 420 до 480 тыс. тонн. «Даже если в Белоруссии не было съедено ни одного килограмма собственного свекловичного сахара, то поставки в Россию сахара из сырца как минимум составили 45 тыс. тонн, из-за чего российский бюджет потерял 15,3 млн. долларов», – считает заместитель председателя правления «Союзроссахара» Сергей Миронов.
По решению МЭРТа с февраля прошлого года весь сахар из Белоруссии ввозится в Россию через один таможенный пост. Кроме того, в качестве варианта решения проблемы МЭРТ предлагает ввести на белорусский сахар компенсационную пошлину в размере 8,1% от таможенной стоимости. В октябре ведомство Германа Грефа направило в правительство проект постановления о введении компенсационной пошлины. Так что борьба вокруг этой проблемы ожидается нешуточная, учитывая то обстоятельство, что ни по одной из спорных позиций в торговле с Москвой Минск никогда не сдавал позиции без боя. О чем лишний раз свидетельствуют разворачивавшиеся последние месяцы баталии по поставкам нефти и газа.
Следует учесть, что даже в России далеко не все экономисты поддерживают идею введения сахарных пошлин для Белоруссии. «Единое экономическое пространство с соседями обладает для России самостоятельной ценностью, и поэтому нам можно было и смириться с некоторым жульничеством со стороны Белоруссии», – сообщил вчера «НГ» свою позицию директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. По его словам, «появление пошлин в торговле между двумя странами нелепо и контрпродуктивно, особенно в нынешний период взаимного охлаждения».