В газовом торге с Москвой Александр Лукашенко перешел на язык ультиматумов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Москве отреагировали на заявления первого вице-премьера белорусского правительства Владимира Семашко, которые он сделал во вторник вечером по возвращении в Минск после провала переговоров с главой «Газпрома» Алексеем Миллером (см. «НГ» от 27.12.2006). Вчера официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов расценил заявления Семашко как намерение Минска несанкционированно отбирать российский газ, предназначенный для европейских потребителей. По его словам, если бы «Газпром» согласился на условия, которые на самом деле предложила на переговорах белорусская сторона, то «Газпром» не только не получил бы денег за поставленный газ, но и подарил бы Белоруссии более 1 миллиарда долларов. Это сопоставимо со средствами, которые «Газпром» направил на газификацию российских регионов в 2005 и 2006 годах». «Газпром» – не Санта-Клаус, чтобы делать такие подарки белорусским властям», – отметил Сергей Куприянов.
Такой ответ представителя «Газпрома» последовал вслед за ультиматумом, который предъявил компании Владимир Семашко, заявивший о том, что Белоруссия не останется с 1 января без российского газа, даже несмотря на отсутствие контракта, причем оплачивать поставки будет по старой цене. Делая это заявление, первый вице-премьер открыто предъявил козыри Минска в торге с Москвой. По его словам, «поскольку российская сторона нас не уведомила, что выходит из контракта, то, согласно всем нормам и правилам, будет продолжать действовать прежний контракт». Семашко уточнил, что цена газа в этом случае останется такой же, как и на протяжении всего 2006 г., – 46,68 долл. за 1 тыс. куб. м. При этом первый вице-премьер намекнул и на источник получения газа – это экспортные трубопроводы, по которым российский газ поставляется в Европу. Он также отметил, что в Минске не боятся, что этот источник может иссякнуть, если «Газпром» решит сократить прокачку газа по этим трубопроводам. «Чрезвычайно сложно уменьшить объемы транзита, так как 44 миллиарда кубометров (которые «Газпром» поставляет в Европу через Белоруссию. – «НГ») плюс 21 миллиард кубометров для Белоруссии – это огромный потенциал», – отметил Семашко. По его словам, возможности подземных хранилищ в Европе в случае прекращения поставок рассчитаны на 12–13 суток потребления в прежнем режиме, и «такой удар по репутации поставщика «Газпрому» ни к чему». «Газпром», наверное, не уменьшит объем поставок, он понимает, чем это чревато. Вот на Украине (в январе 2006 года. – «НГ») была такая попытка, а потом все вернулось на круги своя», – резюмировал планы и ожидания белорусских властей первый вице-премьер.
По его словам, виновата в срыве переговоров о поставках газа в 2007 году российская сторона. Семашко сообщил, что во вторник белорусы были готовы «подписать все документы», в том числе о создании совместного предприятия на базе «Белтрансгаза», о купле-продаже 50% акций СП, а также контракт на поставку газа в Белоруссию и контракт на транзит. При этом, по его словам, существовала предварительная договоренность о том, что в 2007 году газ в Белоруссию будет поставляться по 75 долл. за тыс. кубометров, и лишь к 1 января 2010 г. Белоруссия и «Газпром» перейдут на рыночные цены. Однако неожиданно российская сторона вновь потребовала от Минска согласиться на поставки газа в следующем году по 110 долл. за тыс. кубометров, что белорусы расценили как провокацию и покинули переговоры.
Озвучил Семашко и другую угрозу: повышение платы за транзит газа в Европу и вообще полное прекращение такого транзита. «Если будет 75 долларов за тысячу кубометров газа, то для «Газпрома» транзит составит 1,3 доллара, при стоимости в 110 долларов за тысячу кубометров газа – 1,65 доллара. Нет контракта на поставку газа – нет контракта на транзит газа через территорию Белоруссии», – заявил первый вице-премьер.
Описав предполагаемый план действий, больше похожий на ультиматум, Семашко сообщил, что теперь переговоры по поставкам газа должны переместиться из Москвы в Минск. «Я думаю, что «Газпром» должен подать сигнал и приехать в Минск, – сказал он. – Сегодня их очередь».
По мнению экспертов, несмотря на серьезность угроз со стороны Минска, позиции «Газпрома» на переговорах не столь уж и слабы, как это кажется после заявления Семашко. «12–13 дней, которые Минску необходимо будет продержаться без газа, если «Газпром» перекроет транзит в Европу, значительно усиливают позицию российских переговорщиков», – считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. По его мнению, это позволяет рассчитывать на определенный компромисс в последующих переговорах наподобие того, что был заключен в январе с Украиной.
В свою очередь, Александр Разуваев, руководитель аналитического отдела ФК «Мегатрастойл», считает, что заявление белорусских властей – «это мелкий рэкет и шантаж». По его мнению, если Минск решится перекрыть транзит газа в Европу или начнет несанкционированный отбор, Москва может ответить введением широкомасштабных экономических санкций, наподобие тех, что были применены к Грузии. В этом случае вряд ли белорусские власти смогут долго продержаться, учитывая степень зависимости местных предприятий от российских рынков и отсутствие такой же поддержки со стороны Запада, которой пользуется Грузия.