От отсутствия у Норникеля разрешения на экспорт платины Владимир Потанин может как проиграть, так и выиграть.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Крупнейший мировой производитель никеля и палладия – ГМК «Норильский никель» – рискует остаться без квоты на экспорт платины, что может сказаться на экспортных планах компании и вызвать новый виток цен на мировых биржах на металлы платиновой группы.
31 декабря истекает срок действия экспортной квоты, которая была выделена «Норникелю» в 2001 году. Как сообщил вчера Интерфакс со ссылкой на источники в профильных ведомствах, из-за бюрократических проволочек правительство не выдаст до начала января новую пятилетнюю квоту компании взамен текущей. В результате компания какое-то время не сможет вывозить металлы платиновой группы за границу. В самой компании считают ситуацию чисто технической и отмечают, что со своей стороны ГМК все документы на выдачу новой квоты направила в правительство вовремя. Несмотря на возникшие трудности с поставками за рубеж, компания заявила о готовности выполнить все обязательства перед своими клиентами.
Комментируя складывающуюся ситуацию, руководитель управления общественных связей ГМК «Норильский никель» Виктор Бородин сообщил корреспонденту «НГ», что проблема с выдачей новой квоты возникла еще в сентябре. «Единственное, что я могу сказать по этому поводу, – мы надеемся, что проблема в ближайшее время будет решена, – отметил Бородин. – Это в интересах как государства в целом, так и самой компании в частности». На доходах «Норникеля» задержка с квотами отразится не сильно, так как в годовой выручке компании на платину приходится не более 5–10%.
Опрошенные «НГ» эксперты сходятся во мнении, что никакой политической подоплеки в подобной задержке нет, однако некоторые из них отмечают, что она может существенно повысить стоимость платины на мировом рынке. По прогнозу Johnson Matthey – крупнейшего в мире дистрибьютора платиноидов, – спрос на платину вырастет по итогам 2006 года на 5,3%, до рекордных 7 млн. тройских унций. Это, в свою очередь, может привести к дефициту на рынке в объеме 20 тыс. унций платины. «Норникель» в 2006 году рассчитывает произвести 750–760 тыс. унций (23–24 тонн) платины, или более 10% прогнозируемого Johnson Matthey мирового производства. В конце ноября цены на этот металл достигали рекордных значений – свыше 1,4 тыс. долл. за унцию, но затем они несколько снизились в рамках коррекции. В прошлую пятницу стоимость платины в Лондоне составила около 1,2 тыс. долл. за унцию.
По мнению аналитика компании «Брокеркредитсервис» Вячеслава Жабина, не исключено, что задержка с выдачей квот может быть вызвана как чисто техническими проблемами, так и возможной игрой на повышение. «Это широко используемая, начиная с середины 90-х годов, практика: например, в 2001 году, когда была введена годичная квота на экспорт палладия, его рыночная стоимость выросла со 180–200 долларов до 1100–1120 долларов за унцию, – отмечает эксперт. – К тому же в феврале руководство «Норникеля» озвучило планы по повышению цены на металлы платиновой группы». Заявления о возможных трудностях в поставках, как собственно и сами перебои, если они случатся, способствуют росту цен на платиноиды, что однозначно выгодно всем его мировым производителям, включая «Норникель». Эксперт не исключает, что из-за этих пертурбаций платина может подорожать примерно на 10%.
По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, проблема имеет чисто технический характер и будет решена, как и надеется руководство «Норникеля», в самое ближайшее время. «Подобные задержки возникают периодически, поскольку имеется огромное количество профильных и непрофильных ведомств, где часто просто не успевают подготовить и согласовать необходимые документы, – считает эксперт. – К тому же объективных предпосылок к тому, чтобы со стороны государства сдерживать экспорт драгметаллов, в настоящий момент не имеется». Вероятность того, что подобные проблемы могут быть вызваны давлением на собственника «Норникеля» с целью продажи своего бизнеса, эксперты исключают, хотя и отмечают, что сами по себе подобные слухи имеются. «Об этом говорят уже лет 5 или 6, – отмечает Парфенов, – но с точки зрения политики Владимир Потанин и Михаил Прохоров (основные владельцы «Норникеля». – «НГ») сегодня наиболее лояльны к власти и свои социальные обязательства они выполняют в полной мере».