Роберт Дадли готов поделиться с ⌠Газпромом■ Ковыктинским месторождением.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Под занавес года «Газпром» резко активизировал свою политику по поглощению углеводородных активов. Вчера стало известно, что нефтяная компания ТНК-BP предложила «Газпрому» контрольный пакет в проекте разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Как сообщила британская The Financial Times (FT), взамен она настаивает на получении от покупателя денежных средств или других его активов. По данным источников газеты, переговоры с ТНК-BP могут идти по сценарию, сходному с тем, который имел место в случае с Shell и проектом «Сахалин-2», где доля «Газпрома», как ожидается, составит 50%. FT отмечает, что начатые несколько лет назад переговоры между ТНК-BP и «Газпромом» о совместной разработке проекта резко активизировались в последние несколько месяцев.
В декабре глава ТНК-BP Роберт Дадли отмечал, что переговоры по Ковыктинскому месторождению находятся «в активной фазе и компания рассчитывает на вхождение газовой монополии в проект». При этом он не уточнял размер обсуждаемой доли участия «Газпрома».
И в «Газпроме», и в ТНК-BP отказались комментировать публикацию в FT. «Выступления по данной теме были и в марте, и в декабре, – отметил в разговоре с корреспондентом «НГ» пресс-секретарь ТНК-ВР Александр Шадрин, – и мы действительно находимся в диалоге с «Газпромом», причем по более широкому спектру вопросов, касающихся не только Ковыкты, но и Восточной Сибири в целом». Однако уточнить какие-то конкретные параметры представитель компании отказался, сославшись на тот факт, что переговоры еще не завершены.
Как известно, лицензией на разработку Ковыкты, запасы которой оцениваются в 1,9 трл. кубометров газа, владеет ОАО «РУСИА Петролеум», основными акционерами которого являются ТНК-BP – более 62,4%, холдинг «Интеррос» – около 26% и комитет по управлению госимуществом Иркутской области – около 11,2%. Однако под занавес года Минприроды и Росприроднадзор сделали ряд заявлений, в которых обвинили «РУСИА Петролеум» в нарушении лицензионных соглашений. Более того – на начало 2007 года намечена проверка месторождения с возможными негативными последствиями. По существующим условиям, компания уже с 2007 года должна обеспечить поставку 9 млрд. кубометров газа для нужд Иркутской области. Около десяти лет назад, когда выдавалась лицензия, именно такой уровень спроса в области и был заложен в прогноз. Однако в «РУСИА Петролеум» отмечают, что в настоящее время такого объема потребления нет, хотя компания готова начать добычу и поставку газа. Год назад ТНК-ВР подготовила изменения в лицензионное соглашение по Ковыкте, однако Роснедра до сих пор их не подписали.
Ранее «Газпром» уже приобрел миноритарную долю или контрольный пакет в других российских независимых газовых проектах, в частности, в компаниях «Нортгаз», НОВАТЭК и в Южно-Тамбейском месторождении. По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, активизация «Газпромом» политики поглощения вызвана необходимостью улучшить газовый баланс монополии. «Входя в активы независимых производителей, компания вынуждена каким-то образом стимулировать их к увеличению производства для покрытия растущего внутреннего потребления, – считает эксперт. – При этом экспортные поставки «Газпром» оставляет себе и пока в состоянии обеспечить все ранее заключенные контракты».
В то же время руководитель аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев считает, что никакой «дыры» в газовом балансе у «Газпрома» сегодня нет. «Что же касается ТНК-ВР, я считаю, что в результате ему достанутся все 100% Ковыктинского месторождения, тем более что для «Интерроса» этот актив – непрофильный, – считает аналитик. – А вслед за этим можно будет ждать еще более крупной сделки, в результате которой «Газпром» получит еще и всю российскую долю самой ТНК-ВР».
Наиболее крупные поглощения «Газпрома» в последние годы
В июне 2005 года «Газпром» получил 51% акций компании «Нортгаз», основной актив которой – Северо-Уренгойское месторождение (ЯНАО) – обладает суммарными запасами в 332,7 млрд. кубометров газа и 52,4 млн. тонн газового конденсата и нефти. Свой пакет вынужден был уступить Фархад Ахмедов, так как «Газпром» не допускал «Нортгаз» к системе газопроводов, что грозило компании остановкой добычи и мешало дальнейшему ее развитию.
В середине 2005 года «Газпромбанк-инвест» получил в собственность блокирующий пакет в 25,1% акций компании «Тамбейнефтегаз», принадлежавшей предпринимателю Николаю Богачеву. Компания владела лицензией на разработку Южно-Тамбейского месторождения на севере полуострова Ямал. Его запасы оцениваются в 1,2 трлн. кубометров газа и 40–60 млн. тонн газового конденсата. Однако затем Богачев переоформил лицензию на другую принадлежащую ему компанию – «Ямал СПГ». «Дочка» «Газпрома» обратилась в суд, параллельно купив 25,1% акций и самого «Ямал СПГ». Не дожидаясь исхода дела, в ноябре 2006 года Богачев объявил о продаже всех своих акций «Ямал СПГ» инвесткомпании, которая, по его словам, представляла интересы «Газпрома». Ранее он намеревался привлечь к разработке месторождения иностранных инвесторов, но в итоге, после возникновения «ряда проблем», решил отказаться от лицензии в пользу «Газпрома».
В середине 2006 года «Газпром» за 2,3 млрд. долл. приобрел 19,4% акций ОАО «НОВАТЭК» – крупнейшего в стране независимого производителя газа, добыча которого в 2005 году превысила 25 млрд. кубометров газа (его запасы оцениваются в 4,1 млрд. кубометров баррелей нефтяного эквивалента), в основном – природного газа. До этого – в 2004 году – НОВАТЭК пытался продать пакет акций французской Total, но безуспешно. Кроме того, без участия «Газпрома» и допуска к его газопроводам компания не смогла бы наращивать добычу на своих месторождениях и реализовывать полученный газ.
В июне 2006 года было объявлено о покупке «Газпромом» 51% акций ОАО «Сибнефтегаз» – дочерней компании НГК «Итера» – с запасами в 320 млрд. кубометров газа. Еще в 2003 году монополист отказал «Итере» в подключении ее главного месторождения «Береговое» в ЯНАО к системе магистральных трубопроводов. В итоге три года месторождение простаивало, а «Итера» несла убытки, так как для поддержания жизнеспособности техники необходимо было вкладывать десятки миллионов долларов.