Евросоюз предпринял новую попытку разрушить монополию России на поставки газа из Центральной Азии. Вечером 18 декабря в Ашхабаде прошли переговоры президента Туркмении Сапармурата Ниязова и спецпредставителя ЕС по странам Центральной Азии Пьера Мореля при участии временного поверенного в делах Германии в Туркменистане Астрид Вольф. Как отмечают официальные туркменские СМИ, Морель отметил «огромный интерес», проявляемый Евросоюзом к региону Центральной Азии и Туркмении в частности. По его словам, ЕС чрезвычайно заинтересован в укреплении и расширении полномасштабного сотрудничества с республикой, в которой видит надежного и ответственного партнера. Но главный интерес европейцев – новые источники газа.
Стороны рассмотрели вопрос «о возможностях транспортировки туркменского природного газа на европейский рынок». И хотя ни о каких конкретных соглашениях речи пока не идет, ЕС и глава Туркмении договорились о подготовке проекта двустороннего соглашения, призванного «регламентировать конструктивное взаимодействие по всему спектру сотрудничества».
Стоит отметить, что стремления сторон совпадают – Туркменистан неоднократно заявлял о своей приверженности многовариантности поставок, Европа же это стремление только приветствует. С другой стороны, по мнению опрошенных «НГ» аналитиков, как минимум ближайшие 3–4 года, если не больше, все эти планы рискуют остаться лишь на бумаге. Туркмения в последние годы подписала столько контрактов на поставку газа, что многие эксперты всерьез сомневаются в том, что она сможет обеспечить сырьем уже подписанные договоренности, не говоря уже о новых, не менее грандиозных. В Китай в течение 30 лет планируется поставлять 30 млрд. кубометров газа ежегодно, в 2007 году 14 млрд. кубометров направятся в Иран, 50 млрд. кубометров в течение ближайших трех лет отпущены «Газпрому» и т.д. Ведется речь о строительстве Транскаспийского трубопровода (ТКТ), газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан с пропускной мощностью 33 млрд. кубометров газа ежегодно и проекта «Набукко» с примерным маршрутом Средняя Азия–Азербайджан–Грузия–Турция–ЕС.
«Подобное строительство требует огромных средств и немало времени, – отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кормщиков, – так что даже если найдутся инвесторы, готовые выложить от 5 до 10 миллиардов долларов, раньше чем через 2–3 года новый газопровод построить будет невозможно». В то же время аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров считает, что «Газпром» также не сможет сдерживать стремление Туркмении найти новые пути экспорта бесконечно, хотя в ближайшие годы ему опасаться нечего. «Дело в том, что все эти разговоры носят очень предварительный, «пристрелочный» характер и не отличаются конкретностью, – считает эксперт. – Заявления туркменского руководства о своих запасах отличаются грандиозностью, но пока не подтверждаются данными независимого аудита». Как отмечает Нестеров, вопрос ТКТ повис в воздухе из-за возможной экологической опасности – его планируется проложить по дну Каспийского моря в тектонически подвижной зоне, против чего выступают Иран и другие страны. Не все ясно и с источниками сырья для проекта «Набукко». Речь о конкретных проектах, как считает аналитик, может идти с заходом в следующее десятилетие, но совсем не факт, что они и тогда будут реализованы. «Представим себе, что Иран вдруг повернет в сторону демократии или облегчит доступ к своим ресурсам, – предполагает Нестеров. – Тогда любой туркменский проект может стать несостоятельным».