Российский «Атомстройэкспорт» потерпел поражение в борьбе за крупнейший контракт на строительство четырех атомных энергоблоков в Китае. Вчера представители китайского правительства подтвердили информацию о том, что победителем в тендере, который предусматривает строительство двух реакторов для АЭС в провинции Чжэцзян и еще двух в провинции Гуандун, стала американская корпорация Westinghouse Electric Company, главным акционером которой этой осенью стала японская Toshiba. Общая стоимость контракта, по информации агентства Bloomberg, составила 5,3 млрд. долл. Это – крупнейшая победа американских атомщиков над российскими конкурентами. Поражение в этом тендере может стать для российских атомщиков не последним. Китай планирует ежегодно до 2020 года возводить по два атомных реактора в год. «Атомстройэкспорт» заявлял о намерении бороться за право строительства второй очереди – третьего и четвертого энергоблоков – Тяньваньской атомной электростанции. Российская сторона, победившая в тендере на постройку первых двух блоков этой АЭС, обещает сдать первый энергоблок уже в марте. Однако победа в новом тендере россиянам не гарантирована – на китайском рынке они столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны американцев и французов.
По мнению американских экспертов, решение Китая отдать контракт на четыре энергоблока Westinghouse – это крупная политическая победа администрации Джорджа Буша, которая активно использовала дипломатические рычаги для организации верного решения. Российское правительство оказывало своим атомщикам не менее активную дипломатическую поддержку. Однако она не помогла. Неудача в конкурсе «Атомстройэкспорта» во многом связана с техническими проблемами, возникшими при строительстве Тяньваньской АЭС.
Как уже писала «НГ», китайская госприемка предъявила немало претензий к качеству российской техники. По словам президента «Атомстройэкспорта» Сергея Шматко, проблемы на Тяньваньской АЭС возникли практически со всем основным оборудованием, в частности с насосами, парогенераторами, опорами корпуса реактора и турбин. «В проект уже на этапе сооружения было внесено около 30 тысяч изменений», – жаловался несколько месяцев назад Шматко. По словам представителей «Атомстройэкспорта», компания «не намерена нести всю полноту ответственности за состояние российской промышленности, в котором она оказалась в конце 90-х годов».
«Американский реактор AP1000 является более современной разработкой, нежели отечественный ВВЭР-1000, – считает руководитель отдела «Института проблем естественных монополий» Василий Тиматков. – Кроме того, не исключено, что выбор в пользу AP1000 был обусловлен тем, что в Китае уже есть проект на ВВЭР-1000 модели B-466 (АЭС «Тяньвань»). Таким образом, Китай получит возможность сравнить два типа энергоблоков. По мнению Тиматкова, «готовность Китая к своеобразной уступке США и определила тот факт, что в Болгарии Westinghouse уступил «Атомстройэкспорту» (контракт на строительство двух энергоблоков на АЭС в Белене выиграли российские атомщики. – «НГ»), а в Китае победил именно Westinghouse».
Сегодня АЭС обеспечивает лишь 1,7% общего производства электроэнергии в Поднебесной. Однако правительство Китая планирует довести долю АЭС до 4% к 2020 году, что потребует ежегодного ввода в эксплуатацию двух энергоблоков. «Westinghouse обрадован тем, что Китай остановил свой выбор на том же самом реакторе АР1000, технологию которого предпочитают большинство новых программ по строительству АЭС в США», – заявил президент корпорации Westinghouse Electric Стив Тритч.
Победе американских коллег российские атомщики, естественно, не обрадовались. «С компанией Westinghouse у нас есть много совместных проектов, и критика результатов тендера в Китае была бы с нашей стороны не очень уместной», – заявила вчера «НГ» пресс-секретарь «Атомстройэкспорта» Ирина Есипова. «Проигрыш в Китае еще не означает ухода России с рынка международных ядерных проектов, и наши атомщики вполне могут строить энергоблоки, например во Вьетнаме, то есть в тех странах, где можно оказывать дополнительное экономическое или дипломатическое влияние, – считает член-корреспондент РАН Алексей Яблоков. – В то же время российские реакторы уступают последнему поколению европейских энергоблоков, и доказательством этому был отказ Финляндии от строительства у себя российского энергоблока».