Пока качественное медицинское обслуживание по полисам ДМС – привилегия сотрудников крупных фирм.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Одна из главных проблем, тормозящих развитие добровольного медицинского страхования в России, – дефицит лечебных учреждений, способных оказывать медицинские услуги высокого качества. Особенно остро этот дефицит ощущается в регионах. Об этом заявили представители ведущих страховых компаний на проходившем недавно круглом столе. Отсутствие конкуренции на рынке медицинских услуг приводит к тому, что лечебные учреждения диктуют свои условия: цены на обслуживание растут, а качество услуг и сервиса не повышается. «Монополизм «старых» лечебных учреждений, заполненных до отказа и не заинтересованных в удержании клиента, не дает возможности страховым компаниям выполнить свои обязательства перед застрахованными», – сообщила «НГ» заместитель генерального директора, директор дирекции добровольного медицинского страхования СК «МАКС» Татьяна Садковская. «Отсутствие конкуренции на рынке лечебных учреждений способствует высокому темпу роста цен на медицинское обслуживание», – считает начальник отдела Центра медицинского страхования РОСНО Нина Егоркина. Об этом же говорят и эксперты «Ренессанс Страхования». «Основная проблема ДМС – нехватка лечебных учреждений подобающего уровня. Она будет решена только после того, как медицинский рынок станет привлекательным для крупных инвесторов», – убеждена член правления компании «Ренессанс Страхование» Сирма Готовац.
Каждая страховая компания вынуждена решать эти проблемы по-своему. Некоторые создают собственные медицинские центры. «Создание клиники – затратное дело, но позволяет устанавливать определенные стандарты качества обслуживания и обеспечивать высокий уровень сервиса при контролируемой себестоимости лечебного процесса», – считает Нина Егоркина. Например, в начале ноября ЗАО «Компания Медэкспресс» открыло в городе Ступино современный медицинский Центр семейной медицины. Это первый прецедент частно-государственного партнерства в области медицинского страхования, который стал возможен благодаря организационной и финансовой поддержке РОСНО и Ступинской центральной городской клинической больницы. Центр оснащен самым современным оборудованием. На его базе организованы службы неотложной помощи, вызова врача на дом, ведение беременности, вакцинация. Причем здесь смогут получить высококвалифицированную помощь не только те, кто имеет полис ДМС от РОСНО, но и все жители Ступинского района в рамках обязательного медстрахования.
Впрочем, относительно создания собственных медицинских центров у страховщиков нет единого мнения. Например, компания «МАКС» сегодня выбирает другой путь. «Мы были первой страховой компанией, которая вложила свои средства в создание собственной лечебной базы еще в 1995 году. Например, одна из «наших» клиник ОАО «Моситалмед» в прошлом году вошла в пятерку лучших медучреждений Москвы. Однако в связи с появлением в последние годы новых коммерческих лечебных учреждений, в том числе альтернативной неотложной медицинской помощи, готовых к работе в ДМС, проблема создания собственных медицинских центров не представляется столь актуальной», – считает Татьяна Садковская. Теперь компания делает ставку на вновь открывшиеся медицинские центры. «Для повышения качества обслуживания страхования компания и сама предпринимает необходимые меры – над этим работают штат врачей-кураторов, круглосуточная консультативно-диспетчерская служба, центр «ДМС-ассистанс»,– уточняет Татьяна Садковская.
А в СК «Ренессанс Страхование» намеренно отказались от развития собственной сети клиник. «Это создаст конфликт интересов. Страховщик должен заниматься страховым бизнесом», – убеждена Сирма Готовац. По ее словам, проще выстроить отношения с независимым поставщиком услуг, чем со своей собственной медицинской компанией. Основные усилия компания направляет на улучшение качества сервиса, для этой цели создана собственная медицинская компания «Медкорп». «Это не конкурент поликлиникам, а сервисная служба, дополняющая наше комплексное предложение», – уточняет Сирма Готовац.
Взаимоотношения страховщиков с медиками выстраиваются непросто. Но это не единственная проблема ДМС. До сих пор этот вид страхования развивается у нас преимущественно за счет корпоративных клиентов – они дают 90% поступлений. Например, в компании «Ренессанс Страхование» доля физических лиц не превышает 7%. «Такое соотношение физических лиц к юридическим в целом соответствует общемировым тенденциям, – считает Сирма Готовац. – ДМС – это достаточно дорогой продукт для физического лица, а корпоративные программы, которые оплачивает работодатель, постоянно расширяются». По ее словам, рынок корпоративного ДМС пока далек от насыщения даже в крупных городах, он будет расти в ближайшие годы в среднем на 35%. По мнению большинства экспертов, ускорить темпы роста корпоративного медицинского страхования помогут налоговые льготы. «Корректировка налогового законодательства в сторону увеличения льгот работодателям, страхующим своих сотрудников по ДМС и соответственно снижающим нагрузку на ОМС, позволило бы резко увеличить рост этого рынка», – убеждена Татьяна Садковская. По оценкам ведущего аналитика рейтингового агентства «Эксперт РА» Алексея Янина, в случае принятия необходимых поправок в законодательство прирост рынка ДМС составит 50–70% уже в течение одного года после изменения законов. Что же касается страхования частных лиц, то тут главное препятствие – низкие доходы населения и недостаток информации. «Еще не сформирована культура потребления страховых услуг по ДМС, да и по-прежнему распространена «серая» медицина, мешающая популяризации страховых программ среди граждан», – уточняет Нина Егоркина.
Большинство экспертов позитивно оценивают перспективы ДМС. «Рынок будет расти, причем главным образом за счет корпоративного страхования», – убеждена Сирма Готовац. А эксперты РОСНО связывают перспективы ДМС с реформированием системы здравоохранения. «Принципиальные изменения на рынке ДМС могут произойти только после реформы ОМС и системы здравоохранения в целом. При существующем взаимодействии ДМС–ОМС масштабный рост рынка ДМС невозможен», – убеждена Нина Егоркина.
Компании – лидеры ДМС в I полугодии 2006 года№ | Компания | Итого, премии на 01.07.06, млн. руб | Итого, выплаты,. млн. руб |
---|---|---|---|
1 | СОГАЗ | 6532,1 | 3190,0 |
2 | Жасо | 4486,7 | 1719,3 |
3 | РОСНО | 3510,3 | 1086,7 |
4 | Ингосстрах | 1637,2 | 908,2 |
5 | РЕСО-Гарантия | 997,5 | 572,1 |
6 | Росгосстрах | 918,9 | 518,4 |
7 | Сургутнефтегаз | 839,4 | 367,9 |
8 | МАКС | 769,8 | 371,99 |
9 | СГ КапиталЪ | 688,1 | 321,5 |
10 | Ренессанс Страхование+Прогресс-Нева | 645,6 | 338,7 |
Источник: РБК