Вчера эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей 30 промышленно развитых государств, обнародовали свой очередной обзор, посвященный экономическому состоянию России. Несмотря на то что ничего принципиально нового в исследовании не содержится, к изложенным выводам властям придется прислушаться, поскольку от этого во многом будет зависеть членство страны в этой организации, в которой Россия пока числится лишь наблюдателем, но при этом мечтает в нее вступить.
По словам руководителя европейского отдела экономического департамента ОЭСР Андреаса Ворготтера, вопрос о полноценном членстве России, возможно, будет рассмотрен уже в апреле будущего года.
Перед российским правительством ОЭСР ставит три основные задачи: реформа государственного управления, создание инновационной среды и реструктуризация системы здравоохранения. По мнению авторов обзора, сегодня в России ощущается недостаток компетентного госуправления, прозрачных административных процедур и противодействия коррупции. Как отметил Андреас Ворготтер, правительству не следует заставлять ученых заниматься коммерциализацией научных результатов, а лучше сосредоточить усилия на создании специальных бизнес-структур при научных центрах.
В ответ директор департамента экономического анализа Минпромэнерго Станислав Наумов заявил, что в докладе ОЭСР несколько преувеличена доля государственных вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). «По нашим данным, в России постоянно растет доля частных исследовательских организаций, и именно наши крупные компании являются сегодня основными заказчиками таких работ».
Качество макроэкономического управления в стране западные аналитики считают достаточно высоким, но обращают внимание на опасное увеличение роли государства в экономике. По словам Ворготтера, правительству следует «прояснить цели реформ», возобновить процесс структурных преобразований в экономике, который был остановлен в последние годы из-за повышения доходов от экспорта нефти. «Нефтяное богатство не способно заменить структурные реформы, точно так же как бизнес и государство не способны заменить друг друга».
Кстати, сегодня ОЭСР собирается опубликовать среднесрочный прогноз развития мировой экономики, в котором эксперты организации прогнозируют стоимость нефти марки Brent на уровне 60 долл. за баррель в течение 2007–2008 гг. Для России этот прогноз выглядит очень благоприятно – такая динамика мировых цен приведет к паузе в укреплении рубля и несколько затормозит падение конкурентоспособности российских предприятий, связанное с повышением реального курса национальной валюты. Однако зависимость экономики от мировой конъюнктуры необходимо снижать. Кроме того, руководство ОЭСР предостерегает власти от чрезмерного вмешательства в экономику.
Как заявил старший экономист ОЭСР по России и СНГ Виллием Томпсон, «мы не приветствуем и считаем сомнительной практику расширения административного влияния государства». Впрочем, отечественные чиновники и эти соображения отчасти ставят под сомнение. Заместитель директора сводного департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Олег Засов пояснил, что государство действует в экономике в основном как кризисный менеджер. Причем только в тех отраслях, где частные собственники не смогли организовать необходимое экономическое развитие общественно значимых секторов. В частности, по его словам, государство вынуждено было взять под свой контроль АвтоВАЗ из-за его текущего плачевного состояния. «У нас нет цели влезать в несырьевые отрасли, и в перспективе можно ожидать приватизации тех предприятий, которые сегодня находятся под контролем правительства», – уверил собравшихся российский чиновник.
Впрочем, независимые эксперты критику со стороны своих западных коллег считают вполне оправданной. И тот факт, что государственное влияние в экономике страны неуклонно растет, ими под сомнение не ставится. По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, «правительству следовало бы определиться с последовательностью наиболее важных решений, которые позволили бы уменьшить степень этого бюрократического влияния».