Геннадий Онищенко включился в контроль над банковским сектором.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и банковским сообществом разгорается настоящая информационная война. Вчера в интервью Интерфаксу глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко обвинил Ассоциацию российских банков (АРБ) в стремлении пролоббировать исключение из Закона «О защите прав потребителей» статьи, которая, по мнению чиновника, защищает население от стремления банков навязать им заведомо невыгодные условия, к числу которых его ведомство относит банковскую комиссию за обслуживание счетов, досрочное погашение кредита и штрафы за просрочку платежей. Отметим, что, используя такую трактовку этой статьи, Роспотребнадзор возбудил и выиграл несколько дел против банков.
По словам Онищенко, на прошлой неделе АРБ направила в Главное правовое управление при президенте (ГПУ) письмо, в котором настаивает на исключении из закона этой статьи. По мнению чиновника, банковское сообщество таким образом действует «в лучших советских традициях» и «вне правового поля». Глава Роспотребнадзора считает, что пытаться добиться отмены данной статьи «недальновидно и политически вредно».
В свою очередь, банкиры отвергают выдвинутые против них обвинения. «Наверное, господин Онищенко наше письмо не читал или читал, но невнимательно, – отметил в беседе в корреспондентом «НГ» глава АРБ Гарегин Тосунян, – оно, кстати, было направлено не только в ГПУ, но и в другие финансовые организации». По мнению Тосуняна, указанные комиссии и штрафы следует оставить в качестве инструментов банковской политики, а проблему с их начислением и негативным восприятием гражданами можно решить, обязав банки подробно раскрывать клиентам все неприятные условия выдачи кредитов. Клиент должен знать о всех комиссиях, тарифах и итоговых платежах, отмечает Тосунян. «Что касается Роспотребнадзора, то мы продолжаем считать, что данное ведомство должно лучше владеть ситуацией, – заявил Тосунян, – в любом случае не Роспотребнадзор должен определять, как нужно соблюдать действующее законодательство в банковской сфере».
С позицией банкиров согласны и опрошенные «НГ» эксперты. «То, что ситуация с потребительскими кредитами сложилась непростая, известно, – отмечает заместитель гендиректора компании «ФинЭкспертиза» по работе с кредитными организациями Наталья Борзова, – давно назрела необходимость в том, чтобы банки доводили до заемщика всю информацию о полном перечне тарифных условий. Но, когда кредитный договор подписан, оспорить его практически невозможно, если только речь не идет о предоставлении некачественных услуг. Однако это, скажем так, не совсем компетенция Роспотребнадзора».