Вчера исполнительный директор немецкой дочерней фирмы «Газпрома» – «GAZPROM Germania GmbH» Ганс-Йоахим Горниг заявил в интервью берлинской газете Tagesspigel, что российский газовый концерн решил заморозить свои инвестиционные планы в Германии. Причина охлаждения «Газпрома» к внутреннему рынку Германии объясняется просто – европейские чиновники планируют директивную реструктуризацию внутреннего рынка, а официальный Берлин пока не готов сделать для «Газпрома» какие-либо исключения.
Фактически «Газпром» решил заморозить планы приобретения европейских магистральных и распределительных газовых сетей, так как считает риски инвестиций в них в Евросоюзе слишком высокими. Как известно, многие европейские политики предлагают осуществить демонополизацию энергетического рынка путем принудительного разделения вертикально-интегрированных компаний, а также введя обязательную продажу части газа местным трейдерам, которые не имеют контрактов с поставщиками и лишены собственных источников добычи.
По словам Ганса-Йоахима Горнига, падение интереса «Газпрома» к инвестициям в Германии связано с «политическими рамочными условиями», поскольку в ФРГ «энергетические рынки все более сильно регулируются» государством. В качестве доказательства чрезмерного вмешательства государства в энергетику Горниг привел требование министра по делам окружающей среды ФРГ Зигмар Габриэль об отделении газовых и электрических сетей от предприятий-владельцев, что представляет собой «чистое отчуждение и обобществление средств производства» в духе социализма.
Представитель пресс-службы «Газпрома» Денис Игнатьев заявил вчера «НГ», что пока «Газпром» не готов комментировать слова директора дочерней компании. Тем не менее, по словам Игнатьева, «любой инвестор вряд ли захочет дорого покупать те активы, которые ему придется завтра продавать дешево и в принудительном порядке».
Между тем заместитель гендиректора другой газпромовской «дочки» – «Газпром экспорта» – Сергей Челпанов заявил в прошлый четверг, что «внерыночные методы вмешательства, которые практикуют европейские правительства, создают угрозу стабильности энергоснабжения и угрозу энергобезопасности Европы».
«Газпром» решил приостановить свои инвестиции до того момента, пока Россия и ЕС не договорятся об условиях нового рамочного соглашения о партнерстве и сотрудничестве», – сообщил «НГ» эксперт «Института проблем естественных монополий» Алексей Белогорьев. Главные проблемы – это нежелание России ратифицировать европейскую Энергетическую хартию и негативное отношение в Европе к проникновению России на газораспределительный рынок стран ЕС. «В целом это общеполитический вопрос, и он никак не связан с непосредственными инвестиционными планами «Газпрома» в Германии, – считает эксперт. – Европа не единственное место, куда «Газпром» может направить свои инвестиции. У России существуют широкие инвестиционные возможности на азиатском рынке, включая такие ведущие страны, как Китай, Япония и Индия. Инвестиции могут быть вложены и в более экзотичные для нас энергетические рынки Африки и Латинской Америки. Но в обозримой перспективе газовая отрасль Европы все равно останется самым привлекательным и наиболее предсказуемым объектом для российских инвестиций», – отмечает Белогорьев.