По статистике из 10 человек, начавших сбор документов для приобретения квартиры с помощью ипотеки, до сделки доходят только двое. И это неудивительно. Ведь сегодня ипотечные кредиты предлагают свыше 400 банков, причем в арсенале каждого таких программ несколько. На сбор информации, а затем и необходимых справок уходит немало времени, а за этот срок либо квартира вырастает в цене, либо продавец отказывается от затянувшейся сделки. Не случайно большинство покупателей предпочитают воспользоваться услугами профессионалов – риелторов, юристов, маклеров.
Сегодня в каждой крупной риелторской компании есть отделы ипотеки. «Если раньше в нашей компании с заемщиками работали два специалиста: риелтор и кредитный консультант, то сейчас перед нами стоит задача сделать риелторов универсальными», – сообщила «НГ» директор департамента риелторских услуг корпорации «БЕСТ-Недвижимость» Лариса Патлух. Свои ипотечные подразделения организуют также застройщики. Например, в ГК «Пересвет-Групп» входит компания «Пересвет-Ипотека». Она оказывает содействие в получении потребительского, ипотечного кредита и кредита под залог имеющегося жилья. Кроме того, она оказывает риелторские услуги: помогает найти квартиру под ипотеку – как в новостройках, так и на вторичном рынке. «Мы предлагаем полное юридическое сопровождение сделки по покупке недвижимости и оформление ее в собственность, а также собственную ипотечную программу на приобретение квартир в новостройках Москвы и Подмосковья – объектах инвестиций ГК «Пересвет-Групп», – уточняет генеральный директор компании «Пересвет-Ипотека» Валерия Бабурина.
Впрочем, на рынке в последнее время появились и новые игроки – ипотечные брокеры. Они выполняют роль посредника между банком и клиентом. «Основная задача независимых ипотечных брокеров – консультирование по вопросам ипотечного кредитования либо участия в долевом строительстве с привлечением кредитных средств. Основной принцип в работе – интерес клиента и независимость от банков или риелторских компаний», – сообщила «НГ» начальник управления клиентского обслуживания ЗАО «Ипотечная компания «Мой Дом» Юлия Пузакова. По ее словам, ипотечные брокеры выгодны клиентам – они не только помогут выбрать оптимальную схему кредита, сформировать необходимый пакет документов, выгодно представляющий клиента банку, но и будут способствовать, чтобы клиент прошел проверку на финансовую состоятельность с лучшим результатом. Брокер сопровождает клиента с момента выбора банка до подписания кредитного договора, всецело защищая его интересы. И еще – в случае резкого снижения ставок по ипотеке брокер поможет взять кредит в другом банке на погашение более «дорогого» предыдущего кредита.
Выгода ипотечных брокеров для банков тоже очевидна. «Развивающийся институт ипотечного брокера во много раз увеличивает число заемщиков – банкам удобно и выгодно обслуживать клиента, пришедшего от ипотечного брокера, нет необходимости проводить андеррайтинг», – уточняет Юлия Пузакова.
Сегодня на российском рынке работают три типа посредников: брокеры крупных риелторских компаний, брокеры, работающие в интересах ипотечных банков, и независимые ипотечные брокеры, действующие в интересах клиента. Последние наиболее подходящий вариант для заемщиков.
Естественно, услуги брокера в большинстве случаев обойдутся клиенту недешево, но ведь и риелторы работают с покупателями не бесплатно. Некоторые ипотечные брокеры устанавливают фиксированный тариф, другие взимают плавающий комиссионный сбор (от 1 до 3% от суммы кредита по факту его получения). Например, стоимость услуг ипотечного брокера «Мой Дом» по юридическому и консультационному сопровождению совершения ипотечной сделки составляет от 40 тыс. руб., а стоимость подбора банковской программы в рамках личной финансовой ситуации заемщика – 700 руб. Не берут вознаграждения с клиентов только брокеры, работающие в связке с ипотечными банками. Свою комиссию они получают от банков, с которыми заключили соглашение. Правда, в этом случае есть опасность, что вам предложат не самую оптимальную схему ипотеки, а продукт того банка, с которым связан договором брокер.
Правда, не все эксперты однозначно оценивают роль брокеров. «Ипотечный брокер сэкономит время клиента, выберет оптимальный вариант кредита. Однако брокер не всегда четко ориентируется в ценах на недвижимость, не всегда учитывает рост цен, скрытые комиссии и другие подводные камни ипотеки», – убеждена Валерия Бабурина. По ее мнению, при нестабильной ситуации на рынке недвижимости обращаться к брокеру можно только случае, когда клиент точно знает, какую квартиру он желает приобрести, ее рыночную стоимость и ориентируется в динамике роста цен на жилье. По словам экспертов корпорации «БЕСТ-Недвижимость», в услугах ипотечных брокеров нуждаются две группы населения. «Первая группа – граждане, которые еще не уверены в том, что хотят брать кредит, решение которых будет формироваться в течение полугода. Все, что им нужно, – информация. Как правило, эта группа граждан не осваивает кредит, а потому не привлекательна для банков», – считает Лариса Патлух. Вторая группа, по ее словам, – люди, самостоятельно подобравшие себе квартиру, но на выбор банка времени у них нет. Таких, по ее словам, немного.
Тем не менее, по данным брокерских компаний, число обращений к ним постоянно растет. «На Западе ипотечный брокер – один из ключевых партнеров клиента при получении ипотечного кредита. Именно он делает процесс ипотечного кредитования более простым и удобным для клиента», – убеждена Юлия Пузакова.