Премьер РФ Михаил Фрадков призвал премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао диверсифицировать экспорт.
Фото Reuters
Постепенное превращение страны в сырьевой придаток великого соседа, увеличивающего свою мощь с каждым годом, не может не беспокоить руководство России. Вчера очередную попытку переключить внимание китайцев с поставок сырья на более технологичную продукцию предпринял в Пекине премьер-министр Михаил Фрадков, возглавивший небывало представительную делегацию чиновников всех рангов. Увы, но заинтересовать соседей увеличением импорта машин и оборудования будет очень непросто – партнеры становятся все более привередливыми. О чем говорит печальный факт – за текущий год поставки машин и оборудования из России в КНР в стоимостном выражении сократились почти вдвое и продолжают уменьшаться, а 90% экспорта составляют сырье, необработанная древесина, металлы и удобрения.
Если совсем недавно китайцы проявляли интерес к российским станкам, оборудованию, грузовикам, самолетам и т.д., то сегодня китайцы прямо заявляют, что организовать традиционное производство могут самостоятельно и их интересует импорт только самых передовых технологий, которыми Россия, естественно, похвастаться не может. Кроме того, Китай увязывает импорт российской техники с расширением китайских инвестиций на территории России. Так, например, заместитель премьера Госсовета КНР У И на переговорах с вице-премьером Александром Жуковым заявила, что на закупку российского оборудования повлияют проекты строительства двух китайских заводов по переработке круглого леса в Хабаровском крае и в Читинской области. Из-за низкой конкурентоспособности несырьевой экспорт в Китай ограничивается в основном только теми отраслями, где Россия сохраняет технологические или ценовые преимущества – энергетика, авиация, космос и ядерные технологии.
Так, глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов сообщил, что с китайцами согласована программа космического сотрудничества на 2007–2009 годы. По словам Перминова, Россия примет участие в китайском проекте запуска автоматического зонда к Луне с высадкой лунохода. «Этот проект сейчас прорабатывается, получены многочисленные предложения от китайской стороны, сроки реализации проекта будут уточняться», – сказал глава Роскосмоса. Кроме того, Китай, возможно, поможет России реанимировать провалившийся еще в 1990-е годы проект «Фобос – грунт», который предполагал посадку зонда на спутник Марса Фобос.
Однако новые космические проекты не способны заметно повлиять на сырьевую структуру российского экспорта в Китай. Чтобы изменить сырьевую структуру экспорта, России придется увязывать поставки техники с продажей энергоносителей или погашением долга бывшего СССР перед Китаем. Или пытаться играть на потребностях Поднебесной в углеводородах. Вчера глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что Россия может отказаться от строительства ответвления в Китай от нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан. Вместо этого нефть в Китай будет доставляться либо морем, либо по железной дороге. Другой возможностью изменить положение дел является увеличение экспорта электроэнергии. Вчера в Пекине РАО «ЕЭС» и Государственная электросетевая корпорация (ГЭК) КНР подписали соглашение о поставках российской электроэнергии. Как пояснила «НГ» представитель РАО «ЕЭС» Татьяна Миляева, в прошлом году через энергосистему Дальнего Востока в Китай было продано около 500 млн. кВт-ч электроэнергии, а в 2006 году поставки планируется увеличить до 800 млн. кВт-ч. Подписанное же соглашение предусматривает увеличение экспорта с 2008 года до 3,6–4,3 млрд. кВт-ч энергии в год. Кроме того, в марте 2006 года РАО «ЕЭС России» и ГЭК договорились разработать технико-экономическое обоснование роста экспорта электроэнергии в Китай до 60 млрд. кВт-ч в год из районов Дальнего Востока и Восточной Сибири. Впрочем, некоторые экономисты считают, что сама постановка задачи об изменении сырьевой структуры экспорта в Китай лишена смысла. «В большинстве областей китайская промышленность является более конкурентоспособной, чем российская – и в технологическом смысле, и в смысле издержек», – считает научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. По его мнению, допуск китайских инвестиций на территорию России ради сбыта неконкурентоспособной отечественной продукции очень сложно оправдать какими-либо экономическими соображениями.