Страхование имущества – привилегия крупного бизнеса. Чаще таким полисом обзаводятся предприятия топливно-энергетического комплекса, добывающей промышленности, отраслей, где особенно высок риск аварий. Доля мелких и средних предпринимателей в общем сборе премий пока невелика. «Если оценить, то такая доля не превысит 20%», – считает генеральный директор по имущественному страхованию СК «Оранта» Артем Фролов. По его словам, это страхование вряд ли можно считать в полной мере добровольным. Чаще всего оно вынужденное – в силу требований лизинговых компаний или банков. Об этом же говорят и эксперты Московской страховой компании. «Малые предприятия страхуют в основном транспортные средства, реже имущество, при этом, как правило, по требованию арендодателя», – говорит заместитель генерального директора МСК Александр Федонкин. По его словам, по объемам страхования лидируют предприятия энергетики и строительной индустрии. «Это объясняется, во-первых, наличием большого количества опасных объектов, ответственность при эксплуатации которых необходимо страховать по закону, во-вторых, необходимостью кредитования бизнеса, при котором имущество в обеспечение кредитной задолженности передается в залог, а все заложенное имущество непременно страхуется», – добавляет он. Что же касается разработки конкретных предложений, то тут тоже немало трудностей. «Для малого бизнеса предложения по страхованию определяются сферой экономики конкретного страхователя, – уточняет Александр Федонкин. – Так, в сфере торговли комплексное предложение включает страхование недвижимого имущества, расходов, вложенных в его модернизацию, товарных запасов, ответственности и т.п.».
По мнению начальника аналитического отдела ОСАО «Ингосстрах» Ильи Богданова, страхование малого бизнеса – это главный потенциал роста страхования имущества юридических лиц. «Но, к сожалению, это один из самых «трудных» видов страхования, – добавляет он. – Для того чтобы страховщики смогли предложить предпринимателям удобные страховые продукты, необходима прозрачность малого бизнеса». Ведь страховщику для заключения договора страхования имущества всегда следует удостовериться в наличии у клиента страхового интереса, то есть интереса в сохранении застрахованного имущества. «Выходя из «тени», предоставляя финансовую отчетность, предприниматели формируют информационную базу, а страховщик, анализируя ее, может устанавливать адекватные тарифы и подстраивать страховые продукты под актуальные требования малого бизнеса», – уточняет Илья Богданов. По мнению Артема Фролова, развитие этого сегмента напрямую зависит от роста среднего и малого бизнеса в целом. «Только при укреплении этого бизнеса можно говорить о «страховой культуре» в отношении страхования имущества», – уточняет он.